Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 2
Архимандрит Андрей (Конанос)
(Окончание, начало см.: Перестань так хмуриться)
Церковь дает нам такие средства, которые, если использовать их должным образом, помогут нам оставаться здоровыми и душевно, и телесно.
Это пост. Кто постится, тот получает великую помощь для тела: оно очищается. Конечно, это зависит от того, как ты постишься, потому что одна дама сказала мне, что за Великий пост прибавила 6 кг. Она сказала:
– Ну что это за пост такой? Пощусь и полнею!
– Смотри, – сказал я ей, – тут виноват не пост, а то, что ты много ешь. Ведь ты выбираешь всякие сорта хлеба, необычные напитки, ешь пирожные со шпинатом по пять штук сразу, а то и по шесть. Сама готовишь их, и так вкусно! Ты питаешься не в меру. А ведь недостаточно поститься и в то же время есть всё на свете: булочки с кунжутным маслом, рис – во всем этом нужна мера и сбалансированность. Когда постишься правильно, ты ощущаешь свежесть, бодрость, тело у тебя очищается от токсинов, содержащихся в мясе, от тяжелой пищи, консервантов. Ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это.
В пост ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это
Я видел людей, которые постятся, не особо веря в Бога. Один человек сказал мне:
– Я в церковь не хожу так часто, не делаю в этом направлении больших усилий, но всё же соблюду легкий пост.
– А точнее, что ты собираешься делать? – спросил я его.
– Этим Великим постом откажусь только от мяса.
– Молодец! – сказал я ему. – Что можешь, то и делаешь.
Потом он рассказал мне:
– Я увидел результат: ощутил в себе силу, которая придавала мне радость, и я просто летал. Просыпался и несся на работу!
Итак, наше питание оказывает большое влияние на нас: когда делаешь это ради Бога, это влияет и на тело, и на всё наше душевное состояние.
Молитва – еще одно средство, которое дает нам Церковь. Когда человек молится правильно, он успокаивается, молитва расслабляет его и утешает. Некоторые люди засыпают на молитве, и это не значит, что они плохие, просто они очень успокоились, стали подобны младенцам. Когда люди причащаются, они потом спят. Причастишь их, и они, еще не успев доехать до дому, похищаются сном.
Если совершаешь молитву правильно и полагаешься на Бога, душа твоя вся утихает. Это отражается и на теле. Если увидите монахов Святой Афонской горы после службы, то заметите, что у них на лице и во всем облике есть что-то очень свежее, очень хорошее, очень живое, радостное. Они говорят с тобой, и ты видишь людей, которым не тяжело из-за того, что они живут, – у них есть желание жить.
Молитва – великое дело, но молитва означает, что ты предаешь себя Богу, ощущаешь Его: «Боже мой, я хочу ощутить Тебя: какой Ты?» – а не так: «Приди и сделай моего ребенка таким, каким хочу я! Чтобы он женился на той, которую хочу я. Чтобы я нашла такую работу, которую хочу я. Чтобы я нашла денег для…»
На молитве не может быть таких мыслей. Молитва – это любовное состояние, когда ты не думаешь: «Дай мне – и возьми!» – а ощущаешь изумление от соприкосновения с Богом. Это нечто другое. А мы не молимся, мы только ищем себе удобств, всё время, и я тоже: «Боже, хоть бы поймать такси, хоть бы не опоздать на самолет!» То есть мы хотим каких-то услуг, чтобы Бог сделал для нас то, чего хотим мы.
Молитва придает великую бодрость и оживляет все твое существо.
Исповедь. Вы исповедуетесь? Ну конечно, да. Я знаю, что вы все исповедуетесь. Но когда исповедь превращается в простое перечисление того, что я сделал… Ведь цель не в этом: «Я сделал то-то, то-то и то-то». Чтобы исповедь исцелила тебя, надо ощущать себя подобным болоту, подобным застоявшейся воде, куда Божия благодать приходит, выталкивает ее, и она исчезает. Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви. Это движение не позволяет воде застояться и засориться.
Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви
Кто исповедуется, тот не зацикливается на прошлом, и это очень целительно. Людям обычно тягостно оттого, что они продолжают оставаться в прошлом: «Что я сделал! Что я сказал! Что мне сделали, и как я отнесся!» Исповедь всё это берет и бросает в реку и океан – туда, где Бог, где любовь. Поэтому исповедь исцеляет человека.
Те, для кого исповедь – это раскрытие души, должны доверить свою душу Богу. Не просто назвать какой-нибудь поступок: «Я убил», – конечно, и это тоже очень серьезно, но поступок надо осознать, а не просто сказать: «Я убил!» Надо понять, что ты сделал, осознать свое действие, испытать боль из-за этого и почувствовать, что Бог любит тебя и обнимает, несмотря на то, что ты сделал, и говорит тебе:
– Дитя Мое! Я открываю новую страницу в твоей жизни! Старое прошло, твоя жизнь меняется.
Это тебя преображает, делает новым человеком, ты успокаиваешься, меняешься и обновляешься.
Исповедь означает вытащить яд, освободиться от него не для того, чтобы быть наказанным, а чтобы тебе стало легче. Это не вопрос наказания, да и священнику тоже не очень приятно слушать тебя и видеть, как ты мучаешься. Ему не бывает приятно от этого, просто яд должен выйти.
Кто из вас не осуждает других, а прощает, тот, безусловно, обеспечивает себе еще 10 лет жизни, здоровья и благословения от Бога, поскольку осуждение и непрощение держат нас привязанными к прошлому. Чего ты не можешь простить? Того, что было. А когда было? Час назад, месяц назад, год назад. 10 лет тому назад.
Я видел детей, которые не разговаривают с родителями, родителей, которые ругаются с детьми из-за имущества, и это продолжается 10 лет. А что значит 10 лет? Это значит, что я 10 лет не позволяю своей душе дышать, не даю ей вдохнуть кислород. Я всё сижу там, в старых делах.
А осуждение что значит? Оно значит, что я комментирую жизнь другого, проявляю к ней любопытство, не люблю его, вынашиваю помыслы, которые сводят меня с ума. Поэтому если увидишь людей, которые осуждают, упорствуют, нервничают, то заметишь, что это проявляется у них и внешне. У них заметно напряжение, они совершают нервные движения, приходят в смятение, и это оказывает влияние и на их тело и поражает его, а не только душу.
Как хорошо – засыпать вечером, говоря: «Слава Богу! У меня никаких проблем ни с кем, я никого не ненавижу. Ну ладно, утром обозлился на того человека, но мы с ним помирились». Как сказано в Священном Писании? Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). И сейчас, зимой, нам до 5 часов надо со всеми сойтись, то есть помириться. Чтобы ты мог сказать: «Теперь иду спать. Слава Богу, я в порядке!»
Это неплохо – чуточку поссориться, ссорьтесь, но только в конце миритесь. Некоторые говорят:
– Мы дома никогда не ссоримся!
– Да ладно вам! Не ссоритесь – что вы за люди?
– Нет, мы очень любим друг друга! – и думают, что мне это очень понравится.
Я сказал им:
– Это не страшно, я буду любить вас еще больше, если будете немного ссориться!
Позволительно ли это? Вопрос не в том, позволительно ли, потому что это естественно: поссориться – это неплохо, только надо научиться делать так, чтобы из ссоры рождалось что? Истина между вами. Начали вы ссориться? Выскажите всю правду. И если выскажете правду:
– Моя проблема, дорогая, не в еде, которую ты приготовила не так, как я хочу, а в том, что ты вообще пренебрегаешь мной как человеком. Меня терзает одно, я срываюсь на другом. Дело не в твоей блузке, а в том, что я ревную тебя. И не в чем-то другом, а в том, что на днях мы пошли на прогулку, а ты проболтала с этой женщиной уйму времени.
Нас терзает одно, а срываемся мы на другом. Так скажите, что вас беспокоит
– Откуда ты ее знаешь, почему с ней разговариваешь? – говорила одна женщина своему мужу. – О чем вы с ней говорили? – и это терзало ее: – Зачем ты с ней разговариваешь?! И что она тебе передала? Ты ведь что-то записал потом! Ее номер записал? Я себе места не нахожу!
Такие моменты могут дать потом повод поругаться из-за еды, из-за носков, из-за всего. А проблема не в этом. Но если ты этого не выскажешь, это тебя сведет с ума. Помыслы способны довести нас до болезни. Доказательство? Многие из вас не спят по ночам не оттого, что в комнате холодно и нет одеяла, а оттого, что мысли не дают вам покоя. То есть ты ложишься в 12 и засыпаешь в полтретьего, полвторого. И один человек сказал мне:
– Со мной опять непорядок: я до четырех часов не могу уснуть! Не могу, всё думаю и думаю!
Я читал, что наши мысли вызывают биохимические реакции во всем теле. Например, думаешь о пицце и облизываешься, слюнки начинают течь, ты вдруг подумал об этом, и тут же хочется есть! А потом думаешь о чем-то другом и говоришь: «Ой, а это мне не нравится!» Помыслы напрямик влияют на тело. В нас что-то происходит. Например, когда кто-нибудь спрашивает:
– Так, значит, ты приглашаешь меня в гости? А что мы будем есть?
И только услышит, чем будут угощать, тут же исполняется энтузиазма.
Однажды у меня был урок в школе, и мне показалось, что один ребенок пришел в восторг от урока, потому что он вдруг заулыбался и стал где-то витать. Я спросил его:
– Почему ты улыбнулся? Что тебе понравилось из того, что я сказал?
– Ничего! Просто я вспомнил, что мама сегодня будет печь торт!
Он вспомнил о торте и стал улыбаться. Лицо у него сияло. Как говорится, когда душа радуется, радуется и лицо.
Поэтому вкладывайте в свой ум приятные мысли. Сейчас и я, и все мы способны заговорить о таких вещах, которые доведут нас до болезни в конечном счете. И если хотим, можем этим заняться. А если хотим, можем поговорить на такие темы, которые вселят в нас надежду, бодрость, свет. Который мы и видим у святых, у святого Василия, например, у всех. Нимб что означает? Сияющий венец. Церковь словно говорит тебе: «Внеси свет в свою жизнь, в человека, который рядом с тобой, в членов своей семьи, в свои проблемы. Не передавай без конца неприятные помыслы, помыслы отчаяния и т.д. – от этого заболевают, и это ничему не помогает».
Стали собирать статистику, о чем думают большинство родителей, когда ребенок не возвращается домой вовремя, и оказалось, что 99% думают, что с ним что-то случилось, и лишь немногие говорят, что он или не слышит мобильный телефон, или чем-то занят, или сидит у какого-нибудь друга. Большинство думают о таких вещах, которые приводят к болезни: «Тут что-то не так! С ним что-то случилось! Сейчас что-то происходит!» Мы привыкли думать о плохом. Наш ум обычно туда направляется.
Нам очень поможет, если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья – говорить: «Благодарю!»
Нам очень поможет (и мне, и вам), если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья – говорить: «Благодарю!» Кто говорит благодарю, тот делает себе уколы витаминов. Говори благодарю! Не будь недовольным, не ропщи и не жалуйся, а говори: «Слава Богу, на дороге движение! Слава Богу, я проявлю терпение. Сегодня идет дождь – слава Богу! Лето было очень жарким. Слава Богу!» – и никогда не заболеешь.
Есть люди, которым всегда чего-то не хватает: «Какая ужасная жара!» Или, если холодно: «Какой сегодня жуткий мороз!» «Сколько машин!» – или, если дороги свободны и город пустой: «Вокруг ни души, как будто все вымерли!»
В конечном счете, это болезнь. Быть ничем не довольным в жизни – это болезнь. Это изнуряет, это выбивает почву из-под ног, в твоей психике что-то начинает происходить, и в какой-то момент это поражает и тело.
Кто-то просил меня:
– А если мне надо будет жениться, что ты посоветуешь, какой чертой должна обладать девушка?
Я ему на это ответил:
– У нее не должно быть одной черты – ворчания.
Это великое дело! Она может не иметь диплома, быть бедной, богатой – всё это меня не интересует. Лишь бы не передавала тебе атмосферы нытья, роптания, недовольства. Чтобы была согласна на всё:
– Что мы сегодня будем есть?
– Что есть, то и будем есть!
– У нас нет ничего особенного, есть только немного помидор.
– Замечательно, мне нравятся помидоры!
– А чего ты хочешь: соку или лимонаду?
– Всё равно.
– А я хочу соку, мне он нравится.
У этих людей нет проблем, у них всё нормально, потому что они научились, что бы они ни делали, нестись – мне нравится это слово. «Я несусь» – значит, что я движусь подобно потоку, устремившемуся к реке. Я иду туда, куда ведет меня жизнь.
Всё как управит Бог, а не как хочу я. Аминь!
Архимандрит Андрей (Конанос)