Святая равноапостольная княгиня Ольга может быть уподоблена источнику реки. Реки бывают очень большие, полноводные, бурные, мощные, такие, через которые строят огромные мосты, над которыми проезжают поезда, автомобили. И люди, переезжая эти реки, восхищаются их шириной, необъятностью, мощью и глубиной. Но мы знаем, что источниками таких рек являются небольшие ручейки, родники или источники. Русское Православие – это, конечно, мощнейшая река. Нет в мире нечего сильнее Русского Православия. Обширнее, глубиннее, чем оно. Но источником этого Православия является вера одной всего лишь женщины, которая на фоне языческой, идолопоклоннической жизни, бытия смогла найти в себе силы, проявить в себе волю и характер, чтобы принять Святое Крещение. Несмотря на все испытания, она явилась этим источником.
Княгиня Ольга приняла Святое Крещение уже в возрасте преклонном. Свойства ее характера, черты ее личности – сила, мудрость, отвага, непоколебимость, нравственность, целомудрие – проявились в полной мере еще до принятия ею христианства. С одной стороны, ее язычество сопровождалось страшными, с человеческой точки зрения, вещами: она уничтожала людей не десятками, не сотнями, а тысячами, мстя древлянам за убийство своего мужа князя Игоря или завоевывая города. Просто стирала с лица земли города и людей, которые старались стать на ее пути. Но, с другой стороны, как у любого сильного человека, ее душа искала глубинного удовлетворения, и, может быть, она не могла его найти ни в язычестве, ни в роскошной, пышной жизни, которую могла себе устроить.
Ольга овдовела, когда наследнику престола Святославу было всего три года. Она делается фактическим правителем Киевской Руси, дружина Игоря подчиняется ей. Княгиня становится воительницей, градостроительницей, она устанавливает и укрепляет границы страны, успешно правит Киевской Русью на протяжении пятнадцати лет до совершеннолетия сына. И не оставляет поисков духовных. Познакомившись с византийцами, услышав то, о чем они говорят (а говорили они в то время о догматах богословских), возможно, услышав слова святого пророка Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», – она задумалась. И коснулась ее сердца Божественная благодать. Тогда она вопреки всему тому строю, укладу, мироощущению жизни, которое было на Руси, еще пока что не Святой, попыталась противостоять этому укладу, поплыть против течения. Подобно князю Олегу, Ольга собирает большой флот и совершает еще одно «хождение» в Константинополь, где принимает крещение от патриарха Константинопольского Феофилакта. Ее восприемником из купели крещения стал император Константин Багрянородный. Вернувшись на Русь, Ольга отдалась всем сердцем доброделанию и проповеди христианской. Началось ее апостольское служение: она уничтожает идолов, ставит кресты, строит храмы, ведет высокую подвижническую жизнь. Именно святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы.
Труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, противившихся принятию новой веры. Сын Ольги решительно отклонял уговоры матери принять христианство. Святослав уже был взрослым человеком со сложившимся мировоззрением, когда Ольга изменила свою жизнь. Вопросы религии его мало интересовали. Княгиня воспитала из Святослава доблестного воина и мудрого полководца. Еще когда сыну было всего лет пять, Ольга взяла его на войну. Когда оба войска сошлись, Святослав первый бросил копье по направлению к древлянам. Копье, брошенное детской рукой, пролетело между ушей коня и упало ему под ноги. Тогда вожди киевских полков сказали: «Князь уже начал – потянем, дружина, за князем». Древляне были разбиты. Ольга правильно угадала вектор воспитания детей: воспитание должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился бороться. По тогдашнему мироощущению Ольги – с видимыми врагами. По христианскому пониманию – с собой, со своими греховными пожеланиями – с врагами невидимыми. Ольга знала, что из мальчика надо в первую очередь сделать воина. Мы, христиане, должны из своих детей делать воинов Христовых. Недаром наша земная Церковь называется Церковью воинствующей, то есть сражающейся (со грехом и духами зла), а небесная Церковь – торжествующей (так как святые уже победили в этой войне).
Много лет княгиня Ольга возносила свои материнские святые молитвы Богу об обращении своего сына. На смертном одре она говорит Святославу: «Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе. Сожалею о том, что, хотя я и много тебя учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, ты пренебрег этим. И знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам». В словах святой Ольги мы видим, что она сожалеет не о том, что дурно воспитала сына в язычестве, а о том, что он пренебрег ее словами, сказанными уже в христианстве. Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
Своих внуков княгиня Ольга старалась воспитывать уже по-христиански, но, тем не менее, не решалась их крестить без разрешения сына. Но проповедь жизнью оставила след в сердцах внуков Ольги, след святой бабушки. Те семена веры, которые она посеяла, дали обильные всходы и плоды в ее внуке, святом равноапостольном великом князе Владимире. Он крестил Русь, потому что сердцем своим ощущал благость, которую несет вера в распятого Христа. Люди стали совершать заповеди евангельские, очищаться сами и просвещать народ, который в то время был уже великим и сильным, но эту силу необходимо было направить в нужное русло. И в том, что сейчас мы являемся наследниками этой великой веры Христовой, заслуга именно тех, кто в то время встал на путь Православия.
Житие святой княгини Ольги поучительно для каждого из нас. Мы видим яркий пример того, как решительно может человек отказаться от земных, мирских благ и как смело, открыто он может встать на путь истины. Праведная жизнь княгини Ольги повлияла на историю целого народа, огромной страны, сделалась залогом нашего прихода ко Христу. Святая Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
В тексте использованы проповеди протоирея Георгий Климова http://troitse-paraskevo.ru/2015/07/slovo-prot-georgiya-klimova-v-stroyashhemsya-xrame-v-chest-sv-ravnoap-knyagini-olgi-v-ostankine-24-07-2015/ и священника Сергия Бегияна http://www.pravoslavie.ru/72453.html