Царская семья

Сегодня празднуется день Святых Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия, невинно убиенных 17 июля 1918 г. Сегодня исполнилось ровно 100 лет с этого дня.

Последний русский император и его семья причислены к лику святых за то, что они  по-христиански восприняли свои страдания. Общеизвестно, что святой царь отказался уезжать из России, предпочитая разделить общую судьбу русского народа.

Великая княжна Ольга писала из страшного Ипатьевского дома накануне расстрела: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

Святейший Патриарх Кирилл так охарактеризовал убийство святых новомучеников в слове после сегодняшней Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске:

Почему нужно было хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, — достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, — безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли.

Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

Добавить комментарий