Святой праведный Иоанн Кронштадтский о храме

В Церкви все сладкие надежды и чаяния наши, мир наш, радость наша, вместе с очищением и освящением. Все, что есть лучшего, возвышеннейшего, самого драгоценного, святого, мудрого, — все это заключается только в Церкви: Церковь — земное небо.

Церковь храмом и Богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением Писаний.

Что будет с человеком, который, упав с корабля в воду и видя брошенную ему веревку или лодочку для спасения его, не только не хватается за веревку или лодку, но еще отталкивает их? Он погибает в бездне. Таковы христиане, которым для спасения от вечной погибели поддона с неба как бы вервие — Священное Писание, все Таинства с величайшею тайною Тела и Крови Иисуса Христа. Кто отвергает ее, тот несомненно погибнет, да и поделом, за свою гордость, за свое безумие, немудрие, мерзкое пристрастие и за свой каприз.

Священник — слуга Божий, облеченный Его властью и силою (в покаянии): сила крестная — священническое благословение.

Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия к человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!

Во время Богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенские, Духом Святым озаренные, руководят тобою! Как дитя, будь прост, доверчив, не сомневающийся в деле Божием.

Божественная Литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействителем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!

Кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствия при Божественной Литургии? А что производит хороший плод, то и само должно хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий! От плода Литургии — пресладкого, преблаженного, жизнетворного — Пречистых Таин Тела и Крови Господней познаешь, что она от Бога, внушение Божественного Духа, и этот Пресвятой Дух животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо — эта Литургия! Какой плод!

Святые Тайны называются Божественными дарами, потому, что подаются нам Господе даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того, чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Сятых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей.

Что Господь с нами, очевидным доказательством тому служат Его Божественные, животворящие Тайны. Здесь Он дает нам осязать Себя, вложить руки сердца нашего в гвоздинные язвы Его и вложить персты наши в ребро Его.

Что, если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от Пречистых Твоих, когда Они почивают на святом Престоле — на дискосе во время Литургии, или в дарохранительнице, или в дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих, идя к больному! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на Них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А между тем как равнодушно иные обращаются с этими пренебесными Таинами! Как иные равнодушно совершают страшное священнодействие Святых Таин!

Бедствие для души долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем.

Таинство Елеосвящения — духовный мед, живоносное питье. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт Евангелия.

Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность природы.

Целованию уст соответствует целование души; и мы, лобызая святыню, должны лобызать устами, душою и сердцем.

Слава, Господи, никогда неизнемогающей силе Креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу.

Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: — Господи! Грехи наша на Кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50,3); и грех твой очистится.

Добавить комментарий