Путь святителя Димитрия Ростовского

Имя святителя Димитрия Ростовского известно каждому. В основном все помнят о нем как о составителе колоссального труда – Житий святых. Однако не всем известны те условия, в которых он совершал этот труд. Создатель первой в Московской Руси духовной семинарии, проповедник, общественный деятель – в эпоху реформ, и притом порой антицерковных, «этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709), в миру Даниил, родился в казачьей семье в небольшом городке недалеко от Киева. Он прошел курс богословских наук и иностранных языков в Богоявленском монастыре, где, как писали о нем,

«явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть».

Когда ему исполнилось 17 лет, он принял постриг с именем Димитрий в Троицком Кирилловском монастыре, находившемся в Киеве. Через 7 лет его рукоположили во иеромонаха. Тогда же он был назначен проповедником в известную тогда Густынскую обитель и главным проповедником соборного храма в Чернигове. После этого Димитрий некоторое время с большим успехом проповедовал в Литве — в Вильне и в Слуцке.

Затем, вернувшись в Малороссию, Димитрий жил в Батурине. С 1682 года он стал игуменом в Николаевской обители. Однако меньше чем через два года он оставил игуменство и поселился в Киево-Печерской Лавре, где ему было поручено собором старцев обители

«жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Так будущий святитель приступил к составлению корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам — так называемых «Четьих-Миней».

Когда из печати вышел первый том этого корпуса, Димитрия вновь назначили игуменом в Николаевском монастыре. Через некоторое время его взяли в состав гетманского посольства, в составе которого Димитрий познакомился с царем Петром I. После возвращения в Малороссию последовала череда его перемещений – он был игуменом Петропавловского монастыря в Глухове, архимандритом Елецкой Черниговской обители, архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Однако Димитрий не оставлял своих литературных трудов, и в 1700 году вышел уже третий том «житий».

Когда о его деятельности стало известно Петру I, его перевели в Москву и назначили митрополитом Тобольским и Сибирским. Однако для святителя такое назначение было очень тяжелым бременем – его здоровье было достаточно слабым, а главное — в Сибири завершение его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. Однако после объяснения с царем святителю разрешили остаться в Центральной России. В 1702 году он стал правящим архиереем на Ростово-Ярославской кафедре; где он и остался до самой своей кончины.

В Ростове святитель Димитрий открыл первую в Московской Руси духовную семинарию, где обучались более 200 детей священнослужителей. При этом Ростовская семинария содержалась на средства самого святителя – средства в целом весьма скромные.

В Ростове же Димитрий завершил свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которые и поныне используются во всей России. Кроме того, святитель составлял богословские труды, комментарии к святоотеческим писаниям, диалоги этического характера, стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы.

Святителя всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. Так, он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на свой сан, святитель переносил немало притеснений со стороны некоторых представителей светской власти. Так, однажды святитель служил в соборе Литургию, в то время как по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, однако царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Скончался святитель в 1709 году, и его почитание как святого началось сразу после его кончины. Канонизирован же он был через 45 лет и, как написал эпитафии на серебряной раке с его мощами Михаил Ломоносов,

«написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня».

Как отмечал об удивительном ростовском владыке один из церковных писателей, в век наступивших тогда Петровских реформ –

«реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Добавить комментарий