Преподобный Савва Ватопедский, Христа ради юродивый

Наша публикация — о святом, память которого праздновалась вчера, 18 октября, — о преподобном Савве Ватопедском.

Преподобный Савва, в миру Стефан, родился около 1280/1283 года в Фессалонике в знатной православной семье.
В детском и юношеском возрасте изучал Св. Писание и философию. Родители прочили ему военную карьеру, но в семнадцатилетнем возрасте он тайно бежал из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг.
Неподалеку от Кареи он отыскал наставника в исихазме. Со временем его старец, восхищаясь послушанием и смирением ученика, предложил ему принять духовный сан. Но Савва тайно скрылся в тот же день и не возвращался, пока не уверился, что может жить в стороне от любых почестей.
В 1307 году, в правление императора Андроника Младшего Палеолога, грабежи, устроенные на Афоне каталонскими захватчиками, стали причиной бегства множества монахов. Старец Саввы решил укрыться в Фессалонике, но молодой монах отказался последовать за ним, страшась подвергнуться в городе искушениям. Вскоре турки осадили город, лишая надежды обрести там убежище.
Оказавшись, таким образом, в одиночестве, Савва принял решение совершить паломничество по святым местам. Он побывал на многих греческих островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре.
Прибыв на Кипр, он вступил на путь юродства Христа ради. Сбросив свои одежды и живя в полном безразличии к мирским вещам, без крова, незнакомец, презираемый людьми, прп. Савва приносил себя как невинную жертву издевательствам, насмешкам и оскорблениям, в подражание Страстям Христовым. Так он переходил из одного селения в другое, никогда не прося милостыни, питаясь лишь дикорастущими травами и время от времени уединяясь в пустынном месте или пещере, чтобы полностью погрузиться в созерцание. Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при всех своих эксцентричных поступках, строго и неусыпно следить за собой посредством молчания. Именно поэтому на протяжении двадцати лет юродства св. Савва сугубо оберегал свое молчание, в любом случае сосредотачивая внимание на внутренней мысленной борьбе. Однако безмолвие не привело его к суровости или эгоистическому уходу в себя. Напротив, он всегда улыбался и был приветлив по отношению ко всем встречным, хорошим или плохим.
Однажды некая женщина восхитилась его представительной осанкой, — и он до вечера просидел в навозной яме. Где бы преподобный ни находился, он терпеливо переносил унижение и презрение.
В другой раз он оказался у ворот католического монастыря на Кипре. Богатые монахи, увидев бродячего подвижника, побили его и выставили на улицу. В то время как он избитый лежал на земле, божественный свет разлился по телу св. Саввы и чудесным образом исцелил его. Так Господь впервые явил Своему слуге знак нетленности, уготованной святым в Царстве Божием.
Подвижник без промедления продолжил путь странника. Однажды он согласился разомкнуть уста, чтобы назвать свое имя благодетелю, и люди поняли, что он добровольно изображал сумасшествие. Они начали восхищаться им и уважать его, просить его молитв, даже писать его иконы и почитать как святого. Несмотря на все усилия преподобного избежать почитания от людей, слава о нем распространилась вплоть до Константинополя и Горы Афон. Тогда он решил скрыться и отправился в Святую Землю.
От Иерусалима он двадцать дней шел через пустыню в монастырь на горе Синай. Там он остался на два года простым послушником. Потом, по возвращении в Иерусалим, св. Савва устроил себе жилище в пещере в Иорданской пустыне, где посвятил себя непрестанной молитве. Однажды на него набросился бес в обличье змея, но Савва прогнал его, призвав имя Господа нашего Иисуса Христа и не позволив себе никоим образом отвлечься от молитвы.
Однажды его пещеру внезапно озарил тот самый свет, которым некогда просияло тело Христа на вершине горы Фавор, позволив трем святым апостолам насладиться частью Славы Божией. Пав на землю, свободный от обычных действий сознания, преподобный мог созерцать духовными очами, измененными Святым Духом, Христа во Славе. Это были те Слава и Свет, которые происходят именно из Царства Небесного, частично доступного уже здесь. Став богом по благодати, Савва мог с тех пор видеть Бога в себе самом, словно в зеркале (ср. 1 Кор 13.12).
Хотя подвижник стремился скрывать эту благодать, его слава привлекала отовсюду монахов, желавших услышать хотя бы одно слово духовного наставления, однако никому из них не удавалось заставить его нарушить молчание. Он вновь скрылся в пустыне, нагим и без пищи, ища более совершенного общения с Богом. Через пятьдесят дней путешествия он пал на землю, изнуренный и лишенный всякой надежды на человеческую помощь. Тогда Бог послал к нему ангела, который ободрил его.
Четыре года подвижник находился в пустыне, затем он направился в монастырь святого Саввы, чтобы пребывать в затворе. Монахи могли слышать извне шум и крики, производимые бесами, но человек Божий оставался невозмутимым, постоянно погруженным в созерцание.
Однажды падшие духи схватили его и бросили вниз головой в глубокую пропасть. Поддерживаемый ангелом, святой обнаружил, что стоит на ногах невредимым. И он пребывал там в восхищении, стоя неподвижно и воздев руки к небу, без еды, питья и сна в течение сорока дней. Когда монахи вытащили его из пропасти, он по возвращении в келью с удвоенным рвением продолжил аскетические подвиги. Питаясь малой порцией сухого хлеба и слегка утоляя жажду малым количеством воды, св. Савва целый год лежал, не переворачиваясь на бок, потом он провел целый год неподвижно сидя на скамье.
Спустя три года он покинул монастырь святого Саввы и попросил принять его послушником в общежительный монастырь на берегах Иордана. Там он принял на себя послушание пономаря. И вновь его добродетели стали предметом восхищения других монахов, которые не знали о его прежнем опыте.
Его смирение было таково, что однажды он отдал себя на съедение львам, которые напали на принадлежавших монастырю ослов. Хищники резко остановились и возвратились, опустив головы, в свое логово.
Тогда ему явился Ангел-Хранитель и велел покинуть Святую Землю и возвратиться в Византию, дабы многие души могли получить его наставления. Отправившись неспешно в Константинополь, он провел четыре года на о. Крит, где все это время стоял, никогда не разминая тело. Побывав на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии, он достиг Константинополя и затворился в келье монастыря святого Диомида, не принимая посетителей и всегда прикрывая лицо куколем.
Император Андроник III и патриарх Исаия, уведомленные о присутствии богоносного человека, безуспешно пытались увидеться с ним. Поскольку некоторые стали выражать сомнения в его Православии, святой ограничился тем, что письменно изложил исповедание веры и выражение верности императору и патриарху. После этого Савва отправился на Афон, где попросил, чтобы его приняли в Ватопед как простого монаха.
Именно там он познакомился со св. Филофеем, который стал его учеником и биографом, и ради него нарушил двадцатилетнее молчание. Трудясь одновременно в ризнице, больнице и трапезной, Савва пытался скрыть добродетели и благодать, полученные им от Бога. Он отрекался от всякого почитания и отказывался от всякой ответственной должности, которую хотели ему доверить, страшась лишиться благодати, которую приносит смиренная покорность.
В июне 1341 года скончался византийский император Андроник Младший, а наперсник его Иоанн Кантакузен незаконно возложил на себя в городе Дидимотихе царскую одежду при жизни законного государя малолетнего Иоанна Палеолога; между ним и вдовствующей царицею Анной закипела тогда междоусобная война, а все попытки к примирению оказывались тщетными, ибо в столице империи послов его не принимали и обращались с ними жестоко, как с бунтовщиками.
Поэтому Кантакузен, осаждавший в феврале 1342 года не признававший его власти город Перифеорий, из военного своего стана отправил письмо к проту Святой Горы и к тамошним старцам, более других отличавшимся святостью жизни. Письмом этим Кантакузен упрашивал старцев отправиться в Константинополь и представить царице, насколько настоящие политически дела вредны, и предотвратить ежедневное пролитие христианской крови. Афонские отцы, прочитав это письмо, рассудили, что для общественной пользы им подобает исполнить просьбу Кантакузена, и поощряли к тому друг друга. Посему избранные им старцы, именно: прот Исаак, муж достопочтенный и святейший, игумен лавры Макарий и другие настоятели святогорских монастырей не в малом числе, а также иеромонах Каллист впоследствии патриарх Константинопольский , и уединявшийся близ Ватопеда и «показавший дивные и великие подвиги в добродетели» старец Савва Ватопедский — отправились в Византию, чтобы попытаться положить конец гражданской войне, безжалостно раздиравшей ослабевшую империю.
Святогорцы безрезультатно пытались уговорить царицу Анну прекратить междоусобную войну, помирившись с царем Кантакузеном. Царица не послушалась и монахов назначили на разные новые места служений: «игумена Афанасиевой лавры Макария назначили митрополитом в Солунь, а прота Исаака поместили в монастыре, называемом Петра, доступ же к нему всем воспретили, приказавши довольствовать его всем нужным. Прочих отцов отпустили на Афон». Преподобного Савву, «так как он превосходил других в добродетели и был весьма известен царским приближенным людям, за несогласие с ними заключили в монастыре, называемом Хора, для безысходного пребывания и, хотя при этом предлагали ему обильное довольствование, он, однако, ничего не принимал, говоря, что не подобает брать что-либо от людей, которые потешаются убийством и кровью».
Раннее предсказав провал посольства, св. Савва удалился в затвор в монастыре Хора. Там он провел последние шесть лет жизни, слезно молясь о мире на земле и в Церкви, которую тогда сотрясали еретические учения Акиндина и патриарха Иоанна Калеки о природе Божественной благодати. Несмотря на принуждение и визит императора Иоанна VI Кантакузина, желавшего возвести его в сан патриарха или, по крайней мере, сделать епископом, святой оставался непреклонным, желая сохранить до конца жизни святое безмолвие и сладость тайной беседы с Богом. Именно по его совету император Иоанн VI Кантакузин и его супруга по прошествии некоторого времени приняли монашество.
Преподобный Савва мирно скончался после 1347 года, после того как в январе этого года был низложен патриарх Иоанн Калека, а в мае возведен на патриарший трон Исидор, митрополит Монемвасийский, также подвизавшийся вначале на святой Афонской Горе.
На начало XXI века имя этого замечательного представителя афонского исихазма отсутствовало в синаксарях; он не имел литургического поминовения, кроме как в рукописи № 4 (XIX в.) афонского скита Святой Анны, в которой его память указана под 4 октября. Св. Савва был известен лишь по «Житию», составленному его учеником, свт. Филофеем Коккином, патриархом Константинопольским. Спустя некоторое время после обретения мощей неизвестного святого, названного Евдокимом, одному монаху из Ватопеда было видение, в котором святой поведал, что его истинное имя — Савва. Монастырская традиция продолжает отождествлять св. Евдокима со св. Саввой Ватопедским. Однако по этому поводу были высказаны сомнения и Церковь не вынесла своего суждения по этому поводу.

Добавить комментарий