Праведный Симеон: о Боге мудрецов и Боге Авраама, Исаака и Иакова

По преданию, праведный Симеон Богопримец был одним из семидесяти двух толковников, переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, осуществленном в Египте при царе Птолемее II Филадельфе (285-247 гг. до Рождества Христова). Святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочитав слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он решил, что это ошибка и решил заменить слово «Дева» на «Жена». Ангел остановил его руку и сказал, что святой Симеон не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение пророчества. Таким образом, ко времени Христа святой Симеон должен был жить уже более 300 лет.

По тому же преданию, Св. Симеон не был священником (по другому — был, «священником» его называет также св. Мефодий Патарский) и не находился в иерусалимском Храме постоянно. 

В день Сретения он зашел в Храм, ведомый Духом Святым («по вдохновению», Лк. 2:27), и сразу же узнал в принесенном Младенце Христа, а в Принесшей Его – Ту самую Деву. 

Часто богопознание св. Симеона пришедшего от книжной мудрости и рационального разума к пониманию Живого и Истинного Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, которому «вся возможна суть», сравнивают с откровениями пророка Моисея, которому Бог открывался в неопалимой купине и на горе Синай. 

Поэтому, например, митрополит Вениамин (Федченков) подчеркивает, что смысл праздника Сретения больше, чем «встреча» человека с Богом: «Встреча… Это слово — хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно: встречаются равные. А здесь — более подходящее славянское слово «сретение»; ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, — людей, встречающих Бога».

И апостольское чтение праздника начинается словами: «Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим» (Евр. 7:7). Хотя они относятся к благословению Авраама Мельхиседеком, но могут пониматься и символически. Так, в одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

Сретение – это откровение Бога человеку, и просвещение Богом человека после долгого его пути во мраке, то состояние, которое описывает свт. Григорий Нисский в «Жизни Моисея Законодателя». 

Праведный Симеон сравнивается и с пророком Исаией. Мефодий Патарский сравнивает Пресвятую Деву, передавшей Младенца старцу, с серафимом, вложившим уголь в уста пророка: «Она, приняв объятиями святых рук своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный уголь, принявший плоть от пречистого и пренепорочного ее жертвенника, подала его праведнику». Вторая паримия праздника взята из книги пророка Исаии и рассказывает о явлении ему Славы Божией и серафимов. () 

Символическую роль старца подчеркивали святые отцы и толкователи Евангелия. Свт. Феофан Затворник пишет: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»

По материалам http://pstgu.ru/news/smi/2013/02/16/43188/

Добавить комментарий