Поучения сщмч. Иоанна Восторгова

В престольный праздник нашего храма мы предлагаем прочитать отрывки из наставлений священномученика Иоанна Восторгова о России и долге русских перед другими народами, Пресвятой Богородице, семье и истинном благочестии.

Россия и русские

«Наша родина, Русь православная, вы знаете, была на первых порах мала, слаба и незначительна. Славянское племя было весьма малочисленно и русские, поселившись на небольшом пространстве земли, окружены были со всех сторон дикою природой, непроходимыми лесами и болотами, многочисленными и сильными враждебными народами. Кто бы мог подумать, что чрез несколько столетий из маленького славянского русского племени возрастет огромное царство? Но Господь судил русскому народу великую и славную будущность. В Божественном Писании, братие, сказано: Бог сотворил от одной крови – от Адама и Евы – весь род человеческий жить по всему лицу земному, но для каждого народа Господь благоволил указать место поселения, время действования и ту или другую задачу, направленную ко благу миpa. И вот в деснице Вседержавного Промысла Божия наше русское царство испытало дивную судьбу: оно именно уподобилось тому евангельскому зерну горчичному, которое на вид меньше всех семян, но посеянное – вырастает в огромное дерево, и люди пользуются его тенью, и птицы небесные находят приют в его благодатной листве».

«То правда, что нам, русским, Богом назначено просвещать другие народы светом Христовой веры, но все ли действительно просвещены? Просвещение совершается не одним словом, но и делом. Докажи магометанину, что твоя вера лучше, докажи не словами, а делами, чтобы ясно было, что христиане и добрее, и честнее, и трудолюбивее магометан, – тогда ясно будет, на чьей стороне правда. Наши благочестивые предки так именно и поступали. Любили они Христа, исполняли Его святое учение, Его Божественные заповеди, любили Церковь Христову, повиновались ее пастырям – и Бог был с ними, и Пресвятая Богородица была их Заступницей».

Пресвятая Богородица

«Будем прежде всего помнить, что Пресвятая Богородица есть наша «Заступница Усердная”, как величает Ее св. Церковь. Иначе и быть не может: какою Она была в земной своей жизни – милосердой, любвеобильной, такою осталась, конечно, и по смерти. И слово Божие говорит, что любовь не имеет конца, николиже отпадает; прекратятся откровения и пророчества, уничтожится дар языков, и самый мир кончится, а любовь переживет века и самое время (см. 1Кор. 13:8и д.)»

Семья и брак

«Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам Церкви и к чтению слова Божия при вашем венчании, и вы ясно увидите, что есть брак в Церкви Божией. Он есть союз двух разумных существ во образ таинственного союза Христа с Церковью, т.е. должен быть так же крепок и неразрывен, так же чист, духовен и свят; оттого брак есть средство к взаимному нравственному возвышению супругов, и вы действительно услышите в молитвах таинства, что залог и основание вашего семейного счастья есть христианское благочестие, а образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии (см. молитвы 1 и 3 венчания). Св, Церковь, далее, в молитвах испрашивает вам благословенного рождения чад, к которым естественно переносится теперь в целомудренном смятении ваша мечта. И вот вам еще значение брака в порядке церковном: рождение и воспитание новых членов Церкви Божией на земле, приготовление их для блаженной вечности на небе, – вот какой ожидает вас великий подвиг пред людьми и великая заслуга пред Богом. Но на детей – воля Божия. Будут ли они или нет, брак всегда есть, – всегда он есть торжество целомудрия, сдерживающее страсти, осуществление, начало и воспитание любви, училище заботливости, терпения, целомудрия, самопожертвования.

Здесь именно, в семейной жизни, полагается самое прочное начало служения благу другого, здесь подавляется эгоизм, – и от любви семейной человек всегда восходил к любви к роду и к целому человечеству. Вне семьи развить эти прекрасные свойства удается только личностям исключительным, для которых семья – все человечество; но это, по слову Спасителя, дано далеко не всем: «могий вместити да вместит» (Мф. 19:12)».

Истинное благочестие

«Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро потому только, что оно полезно; на праведность редко отвечали праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовал одно озлобление. Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на благочестии. Веруй в Бога; благоговей пред Ним; люби Его всем сердцем и душой и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение и дает душе мир и отраду. Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении ее ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твое добро тебе и отвечают злом, то мира души тебя не лишат, потому что добро творишь ты с другими целями: ты творил его из-за добра, из-за благочестия, из любви к Богу, и добро твое всегда останется добром, и цель его достигнута даже и в том случай, когда на него отвечают злом. Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится на нем, имеет нравственную цену и может быть названа прочною»…

Добавить комментарий