Первый новомученик Российский

Каж­дая эпо­ха от­кры­ва­ет­ся зри­мым сим­во­лом, за­ра­нее опре­де­ля­ю­щим её смысл и со­дер­жа­ние. Страш­ным зна­ком на­ча­ла «но­вой жиз­ни» в Рос­сии ста­ла смерть пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка Иоан­на Ко­чу­ро­ва. В пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре под 13 но­яб­ря (31 ок­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю) чи­та­ем: па­мять «свя­щен­но­му­че­ни­ка про­то­и­е­рея Иоан­на (1917 г.)». Та­ким об­ра­зом, цер­ков­ная грань этой «но­вой эпо­хи» ме­нее чем на неде­лю от­сто­ит от ро­ко­вой гра­ни по­ли­ти­че­ской (25 ок­тяб­ря / 7 но­яб­ря).

Бу­ду­щий но­во­му­че­ник ро­дил­ся в 1871 го­да в Ря­зан­ской гу­бер­нии, в 1895 го­ду за­кон­чил Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию, за­тем про­хо­дил мис­си­о­нер­ское слу­же­ние в Але­ут­ской и Аляс­кин­ской епар­хии. Вер­нув­шись в 1907 го­ду в Рос­сию, отец Иоанн по­лу­чил долж­ность за­ко­но­учи­те­ля Нарв­ских муж­ской и жен­ской гим­на­зий. С но­яб­ря 1916 го­да на­чи­на­ет­ся его крат­ковре­мен­ное слу­же­ние в ка­че­стве при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка Ека­те­ри­нин­ско­го со­бо­ра Цар­ско­го Се­ла.

Утром 12 но­яб­ря к го­ро­ду по­до­шли от­ря­ды боль­ше­ви­ков. Чтобы предот­вра­тить улич­ные бои и из­бе­жать жертв сре­ди мир­но­го на­се­ле­ния, ка­за­чьи ча­сти ге­не­ра­ла П. Н. Крас­но­ва ушли, не ока­зав со­про­тив­ле­ния. На­ча­лась па­ни­ка, на­род устре­мил­ся в хра­мы.

По­сле мо­леб­на о пре­кра­ще­нии меж­до­усоб­ной бра­ни, под ар­тил­ле­рий­ским об­стре­лом, по ули­цам дви­нул­ся крест­ный ход, ли­шен­ный по­ли­ти­че­ско­го от­тен­ка. Бо­лее то­го, успо­ка­и­вая на­род, свя­щен­ни­ки го­во­ри­ли: «Идут к нам бра­тья на­ши! Что они сде­ла­ют нам!?» Но эти «но­вые бра­тья (брат­ки)» ско­ро опро­верг­ли на­ив­ные че­ло­ве­ко­лю­би­вые пред­став­ле­ния ста­рой «бур­жу­аз­ной мо­ра­ли».

По сви­де­тель­ству кор­ре­спон­ден­та од­ной из пе­тер­бург­ских га­зет, на сле­ду­ю­щий день «свя­щен­ни­ки бы­ли схва­че­ны и от­прав­ле­ны в по­ме­ще­ние Со­ве­та Ра­бо­чих и Сол­дат­ских Де­пу­та­тов. Иоанн Ко­чу­ров за­про­те­сто­вал и пы­тал­ся разъ­яс­нить де­ло. Он по­лу­чил несколь­ко уда­ров по ли­цу. С ги­ка­ньем и улю­лю­ка­ньем разъ­ярен­ная тол­па по­ве­ла его к цар­ско­сель­ско­му аэро­дро­му. Несколь­ко вин­то­вок бы­ло под­ня­то на без­оруж­но­го пас­ты­ря. Вы­стрел, дру­гой – взмах­нув ру­ка­ми, свя­щен­ник упал нич­ком на зем­лю, кровь за­ли­ла его ря­су. Смерть не бы­ла мгно­вен­ной. Ба­тюш­ку тас­ка­ли за во­ло­сы, и кто-то пред­ла­гал «при­кон­чить его как со­ба­ку». На утро те­ло свя­щен­ни­ка бы­ло пе­ре­не­се­но в быв­ший двор­цо­вый гос­пи­таль. По­се­тив­ший гос­пи­таль пред­се­да­тель Ду­мы вме­сте с од­ним из глас­ных ви­дел те­ло свя­щен­ни­ка, но се­реб­ря­но­го кре­ста на гру­ди уже не бы­ло». Две­на­дца­тью го­да­ми ра­нее, при вру­че­нии ему на­град­но­го кре­ста, о. Иоанн про­ро­че­ски ска­зал, что не рас­ста­нет­ся с ним до мо­ги­лы.

Так 13 но­яб­ря 1917 го­да в Цар­ском Се­ле от­кры­лась но­вая стра­ни­ца ис­то­рии рус­ской цер­ков­ной свя­то­сти – свя­то­сти но­во­му­че­ни­ков XX сто­ле­тия.

Материал с сайта https://azbyka.ru/days/p-pervyj-rossijskij-novomuchenik

Добавить комментарий