Автор — Галина Козельская
О клиросном пении сказано уже столько всего, что порой кажется лишним писать ещё что-либо. С другой стороны, ни одна высказанная мысль не является истиной в последней инстанции, потому что клиросное послушание — искусство многогранное, тонкое, тесно переплетённое с некими неизмеримыми духовными категориями: верой, молитвой, служением. Поэтому я просто хочу сегодня озвучить и развить одну маленькую мысль, пришедшую мне во время последней службы, которую также можно оспорить. Чему я не буду препятствовать.
Храм погрузился в полумрак. Кажется, мы пели канон, когда к центральному аналою подошла какая-то незнакомая женщина, не с нашего прихода. Таких иногда на «церковном жаргоне» называют «захожане». «Захожан» можно узнать по неуверенной походке, которой они передвигаются по храму, и несколько затравленному взгляду. Она приложилась к иконе, поставила свечку, и тут пришло наше время петь катавасию после чтеца. Женщина замерла при первых аккордах, а потом… Повернулась и ушла. И я, допевая, испытала ужасное разочарование. «Петь надо так, чтобы человек, зашедший случайно, остался до конца службы!» — мелькнула у меня мысль. В тот момент я была сосредоточена на пении, поэтому не потрудилась развить её.
Нет, я не хочу упрекать ни одного певца из нашего хора. И я прекрасно понимаю, что у женщины, ушедшей так поспешно, могли быть причины не остаться — работа, ребёнок и тому подобное. Но эта мысль не была привязана к конкретной ситуации, она снизошла на меня в виде некоего озарения, а всё произошедшее — лишь импульс.
Что же имеется в виду — петь так, чтобы человек не ушёл? Мы, певчие, — сослужители священнодейства. Своими голосами мы прокладываем дорогу к человеческим сердцам, по которой потом пойдёт Бог, чтобы спасти душу. Мы не можем заставить человека в одночасье поверить и покаяться, мы не ангелы, но в наших силах заворожить пришедшего, чтобы дать время Святому Духу войти в него как можно глубже, дать сердцу через наше пение впитать святость и благолепие Горнего Мира, к которому мы все стремимся.
Каковы мои личные критерии пения, подготавливающего сердце прихожанина/захожанина к принятию Господа? Первое и самое простое: оно должно быть профессиональным, иными словами, красивым. На пение невокальное, нестройное, невнятное не отреагирует даже обывательское ухо в зале сельского дома культуры. Второе: через пение бессознательно передаётся настрой певца. Нельзя петь даже самую простую будничную службу с мыслью «а, как-нибудь споём», «быстрее бы свалить» или «потерянное время». Ты пришёл делать дело — делай его ответственно, не позволяй себе халтурить. Никогда. Пришедшие чувствуют ответственный настрой поющих. Третье, по заповеди апостола: «молись и радуйся». Что это значит? Это значит: полюбить то, что поёшь. Самую простую ектенью из двух нот петь с отношением и любовью. Радоваться сочетанию голосов. Не отвлекаться во время пения и почитать звук, исходящий от своих связок не просто колебанием воздуха, не данностью и не обузой, а Божьим даром. От совокупности этих трёх простых правил любое сердце замрёт, и, пока человек будет вслушиваться в гармоничное пение, Бог успеет коснуться заблудшей души.