Памяти архимандрита Матфея Мормыля

Автор – Галина Козельская

15 сентября 2009 года преставился ко Господу один из значимых людей Русской Православной Церкви — архимандрит Матфей Мормыль. Я об этом имени услышала впервые, попав на клирос в храме святой равноапостольной великой княгини Ольги в Останкино.

Отец Матфей (в миру Лев Васильевич) родился на Северном Кавказе в 1938 году, и уже в юношеские годы принял решение служить Богу и Церкви. Это удивительно, потому что это были годы гонений на Православную Церковь, и решиться на такое служение мог только очень мужественный и сильный духом человек. Лев Васильевич поступил в Ставропольскую семинарию, а затем в Московскую Духовную Академию в Троице-Сергиевой лавре. В 1962 году он был пострижен в монашество с именем Матфей, в честь святого апостола и евангелиста Матфея.

О. Матфей был родом из казаческой и очень музыкальной семьи, сам обладал прекрасным слухом и голосом. Его послушание в Лавре определилось сразу: с 1961 года и до своей кончины о. Матфей был уставщиком и старшим регентом хора. Он также ярко проявил свой композиторский дар, написав не одно церковное песнопение, а также занимался восстановлением старинных церковных распевов в певческой практике и их гармонизацией. Также, уже будучи архимандритом, о. Матфей преподавал различные дисциплины в Духовной Академии и занимался написанием важных исследовательских работ.

В последние годы о. Матфея сразил тяжкий недуг. Он был очень слаб и мог передвигаться только в инвалидной коляске, но, несмотря на это, продолжал появляться на клиросе. «Келья — моё самое любимое место после клироса,» — сознавался о. Матфей. Да, клиросное послушание — особенное. Оно непростое, пожалуй, одно из самых искусительных мест в церковном служении: лукавый никогда не дремлет, стараясь разобщить помощников Ангельских служителей. Но, как бы ни было тяжело порой, многие клирошане сознаются — бывших певчих не бывает. Даже уходя из хоров, почти все всегда возвращаются к этому нелёгкому служению. О. Матфей Мормыль для всех нас, певчих, есть большой пример, как можно любить клирос, и не просто хор, а именно клирос как часть Церкви, неотступно сопровождающий Таинства Церкви. Настоящий клирос помогает своим пением настроиться стоящим в храме на молитве, да что там — правильный настрой хора способен поддержать даже священника! И песнопения, изложенные о. Матфеем, именно таковы — вся их красота направлена на внутреннее содержание песнопения. «Звук — слуга смысла,» — вот было регентское кредо о. Матфея. И для нас, певчих, сегодняшний день, день памяти замечательного регента и монаха — очень важное событие.

Добавить комментарий