О званых и избранных

Сегодня мы публикуем эксклюзивный материал — проповедь о званых и избранных митрополита Тихона (Шевкунова), в которой Владыка Тихон говорит об избранности, почитании родителей, заботе о ближних, встрече Нового года и о любви к Богу, освящающей и возвышающей всё.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В преддверии Рождества Христова мы слышим особое Евангелие, которое направляет наш ум на то, чтобы осмыслить для самих себя, кто же для нас Бог. Готовы ли мы ответить должным образом на то, что бесконечное и всесовершенное Существо, ни в чем не нуждающееся, создавшее всю бесконечную Вселенную и нас, каждого, пришел на землю, стал, как мы, людьми, только для того, чтобы вывести заблудившееся человечество, чтобы спасти каждого из нас, который притянул страдания и болезни к себе своими грехами и обречен на погибель?

Какой же должен быть ответ нашего сердца? Слово «должен» здесь, конечно, не совсем подходящее. Какой ответ достойно и праведно может дать человек Богу, чтобы потом нам не было стыдно, чтобы потом мы не укоряли себя, как потом мы очень часто укоряем себя за недолжное отношение к родителям: что-то мы им недодали в любви и почтении, что-то в заботе, что-то не поняли, не осмыслили. Но вот приходит момент их смерти, и уже ничего не вернешь. А в нашем случае придет момент нашей смерти и тоже уже ничего не вернешь.

Есть в Евангелии слова, которые не всегда людям понятны. Давайте мы их прочтем. Они такие суровые, сложные слова. «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой своей жизни, тот не может быть Моим учеником». Такие суровые, очень непонятные порой нам слова. Ведь мы же бесконечно любим своих близких. И Господь Сам заповедует нам эту любовь к ближнему, а особенно, как апостол говорит, к своим по плоти. Но вот эти слова евангельские идут непосредственно после той притчи, которую мы читали сегодня. И это очень знаменательно. А притча о том, что некий человек сделал прекрасный пир, ужин. И пригласил всех, кого он любит. Но эти люди вдруг один за другим начали отказываться. Может быть, этот пир был уже не первый; может быть, эта любовь, отеческая, стала уже в тягость, как бывает в тягость иногда маленьким детям забота и любовь родителей — мы знаем, как это бывает. Иногда даже начинают стыдиться своих родителей, тяготиться этой заботой и любовью, но это все от чего? От неразумия. Мы-то, люди взрослые, пожившие, понимаем, насколько это глупо.

Итак, один сказал, что я купил землю и должен пойти посмотреть ее. Другой сказал: я купил целых пять пар волов и должен пойти посмотреть их. Третий вообще сказал: я женился и не могу прийти. «Имей меня отреченна», как в славянском Евангелии об этом говорится. Считай, что я отрекся от этой нужды идти к Тебе. И вот Спаситель в конце этой притчи говорит: «Много званных, а мало избранных». Многих звали — всех без исключения людей Господь Бог зовет на этой великий праздник бытия, на этот великий праздник жизни, на этот великий праздник Царствия Небесного, где Он все Свое Царство да еще и всего Себя отдает людям. Но люди, как мы читаем в притче, многие отказываются от этого. Что за безумие?

А безумие — это наша обычная жизнь. Мы с вами часто бываем такими безумцами. Как часто нам в тягость молитва, как часто нам в тягость духовная жизнь, как часто нам тяжело заставить себя даже читать Священное Писание, и Церкви приходится называть это правилами. Мы – христиане православные, которые знаем и понимаем, что Бог сделал и делает для каждого человека, и знамения особые внутренние каждый из нас испытывал в своей жизни, а Церковь вынуждена нам правила давать. Не искренно мы это делаем, а по правилам. Такова поврежденность человеческой природы. Такова болезнь страшная всех нас.

Званые все, а кто же избранный? И это важнейший вопрос. Вчера на всенощном бдении мы читали Евангелие, которое тоже почти об этом говорит. Воскресное Евангелие, где апостол Иоанн Богослов, обращаясь к ученикам Христовым, говорит: «И вы, узнав все о Христе, жизнь имейте во имя Его». Мы имеем жизнь и живем ради чего-то. «Жизнь имейте во имя Его» можно перевести как «И вы живите ради Него». Мы живем в первую очередь, нравится нам это или не нравится, ради себя любимых, и никуда нам от этого не деться. Живем ради близких, живем ради любимых. Живем ради работы, чего-то очень важного, что мы делаем, ради идеи мы живем, а апостол говорит: «И познав все, что написано вот в этой книге, и познав все, что написано в книге вашей жизни, жизнь имейте во имя Его. Живите ради Него. И тогда и только тогда будет благо вам, вашим ближним, вашим любимым, всем тем, о ком вы так усердно, искренне, но столь часто бесполезно заботитесь». Жизнь иметь во имя Христа, избрать Его как главную цель жизни, Бога. Вот кто сможет возвыситься до этих смыслов, кто сможет возвыситься до этого понимания, тот станет Божиим. Тот реализует, если можно так сказать, свою человеческую жизнь настолько, насколько это возможно и насколько этого ждет Бог.

И поэтому вот эти слова, которые так смущают нас иногда: «Кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой своей жизни, тот не может быть Моим учеником», становятся для нас понятны. Это не ненависть как нелюбовь, а это любовь к Богу и все остальное. Главное и все остальное. Это не второстепенное, это все связано с любовью к Богу, но это все равно все остальное. Человек, сосредоточенный на себе, сосредоточенный на своей семье, на своих ближних, на своей работе, на делах, с трудом понимает это. И ничего здесь не поделаешь. Мы и не призваны ломать человека, заставлять его любить Бога и не любить свою семью, например, — это вообще абсурд. Он должен до самоотвержения любить и ближних своих и свою семью, но должен знать, как правильно строить эту любовь — через любовь к Богу. И тогда любовь к ближним, к детям, к семье, к делу бесконечно усиливается, потому что эта любовь становится любовью и моей, и Божией: мои силы умножаются силами Божиими. Итак, кто же такие званые? Это мы все. А кто же такие избранные, которые придут — придут и дойдут до вечери Божией в Царстве Небесном, оставив все: и волов, и работу, и прочее и прочее, не разменяв на самое главное.

Избранные – это те, которые избирают Христа. Избранничество у нас, у правосланых христиан, зависит от нас самих, от нашего произволения. Не от того, что Бог укажет, хотя бывают, конечно, и есть такие особые благословения на каких-то людей, но в первую очередь и самое главное, самое первое, и никакое избранничество благодатью не будет сильнее, чем то, о чем я сейчас говорю, – это то, что мы сами должны избрать Христа как самую главную цель в нашей жизни. Избранные – это те, кто избирают Бога. И их Бог любит более всего, тех, которые готовы сами, готовы, оставив все, идти к Нему. Будем же помнить этот непреложный закон Божественный, этот непреложный закон бытия, этот закон вхождения в Царствие Небесное. И обратя все свое упование, всю свою любовь к Богу, начав жить ради Христа, мы исполним заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, потому что только тогда мы сможем разумно и действенно принести пользу и нашим детям, родным, ближким, друзьям, любимым – тем, попечение о ком нам дано Господом Богом.

Скоро Новый год. 31 числа, еще раз повторю, ровно в 12 часов ночи у нас начнется здесь Божественная Литургия. Приглашаем всех, кто может. Не говорим категорически: всем приходить! Может, кому-то надо отметить в семейном кругу; может, у кого-то есть какието традиции; может, у кого-то есть родные и ближкие, которые очень хотят, чтобы вы были рядом с ними, — не лишайте их этой радости. Не так уж и много у нас прекрасных сесмейных праздников. Но если вы всей семьей или один кто-то решите отметить постом этот этап новогодний здесь, в храме, — это будет прекрасно. В 12 часов ночи начнем здесь Божественную Литургию, если мне не придется уехать куда-нибудь в другое место служить, если не я, то братия будут служить.

Мы в Сретенском монастре начали эту службу 25 лет назад. И тогда на нас смотрели как на чудаков. В 12 часов ночи мы начинаем служить в новогоднюю ночь. А сколько пришло народу! Мы сами удивились. Даже не думали, что столько придет. Мы думали, будет только братия. Но честно говоря, я поставил эти службы, чтобы братия не разбежалась — ну, знаете иногда, по знакомым, дузьям, кто-то пригласит. Думаю, пускай уж будут рядышком, привяжу их, и всё. А народу сколько пришло! И на следующий год — еще больше, полон храм, битком был забит. А на 4-5 год ко мне приходят священники и говорят: слушай, а как ты это делаешь? Ну-ка, раскажи нам. И по всей Москве пошли уже эти службы ночные.

12 часов, а мы «Благословенно Царство». А мы же в центре Москвы. Гремят петарды, взрываются, кричат, но никто никого не осуждает. Они своим делом занимаются, мы — своим… Так что кто сможет, приходите. Это будет незабываемый Новый год. И благословенный, потому что помолитесь о близких, о себе, о нашем Отечестве, о нашей Церкви. Храни Господь.

Добавить комментарий