Ко Дню учителя

Вчера Россия праздновала День учителя. Мы поздравляем всех, кто трудится на этом нелегком поприще, и желаем им сил, мудрости, любви и помощи Божией!

Сегодня мы публикуем небольшой отрывок из произведений римского оратора Квинтилиана. Квинтилиан как личность обычно остается вне поля зрения даже тех, кто изучает риторику. Да, рекомендации оратору, как строить речь, да, риторические приемы. Однако его педагогические рассуждения проникнуты такой любовью к детям, что подобные редко встретишь даже в новое время. И еще глубже спрятана личная драма: поздний брак, смерть молодой жены и двоих детей (сначала младшего, затем старшего сына).
Итак, это пишет язычник, римлянин конца I в. н.э.

«Не излиш­ним почи­таю ска­зать и о том, что дет­ским умам вредит непо­мер­ная взыс­ка­тель­ность учи­те­ля. Ибо рож­да­ет­ся от сего робость, уны­ние, а нако­нец отвра­ще­ние от уче­ния: и, что еще гораздо хуже, опус­ка­ют­ся, так ска­зать, руки при каж­дом начи­на­нии. Извест­но, что и селя­нин не каса­ет­ся неж­но­го гроздия косою: оно, кажет­ся ему, стра­шит­ся желе­за, и не может еще сно­сить ника­ко­го уязв­ле­ния. Так и учи­тель дол­жен быть снис­хо­ди­те­лен; настав­ле­ния свои сопро­вож­дать воз­мож­ною лас­кою: иное похва­лить, дру­гое оста­вить без охуж­де­ния, или пере­ме­нить, пока­зав с.96 тому при­чи­ны: а инде при­ба­вить нечто и от себя. Ино­гда же не худо и всю зада­чу уче­ни­ка напол­нить сво­и­ми мыс­ля­ми и выра­же­ни­я­ми, дабы она послу­жи­ла ему при­ме­ром, а он меж­ду тем любо­вал­ся бы ею, как сво­им соб­ст­вен­ным про­из­веде­ни­ем. А еже­ли слог его будет так небре­жен, что и поправ­лять нель­зя, тогда, объ­яс­нив сно­ва тот же самый пред­мет, застав­лять обра­ба­ты­вать его вто­рич­но, обо­д­ряя уче­ни­ка, что в дру­гой раз напи­сать луч­ше он может: поль­зу от сего спо­со­ба дознал я соб­ст­вен­ным опы­том. Ибо надеж­дою успе­ха воз­буж­да­ет­ся охота и рев­ность. Но не со все­ми над­ле­жит употреб­лять оди­на­ко­вые меры, а смот­ря по летам и по спо­соб­но­стям. Я гова­ри­вал уче­ни­кам сво­им, когда кто из них бывал посме­лее в мыс­лях и слог свой побо­лее рас­цве­тить ста­рал­ся, что теперь это похва­ляю, но будет вре­мя, когда сего не поз­во­лю. Таким обра­зом, льсти­ла им ост­ро­та соб­ст­вен­но­го разу­ма, но в рас­суж­де­нии вку­са с пря­мо­го пути не сби­ва­лись».
Квинтилиан. Об ораторском искусстве

Автор — Татьяна Александрова (https://m.facebook.com/profile.php?id=100007151859277&fref=nf)

Добавить комментарий