К. С. Льюис. «Человек отменяется». Часть 3

Мы продолжаем читать трактат Клайва Стейплза Льюиса, посвященный критике морального релятивизма. В этой части мы обратимся к важности воспитания чувств ребенка.

Льюис утверждает: нужно культивировать в детях высокие, истинные, духовные чувства, учить отличать их от чувств пошлых и низменных, но не «разоблачать чувства, противопоставляя им здравомыслие».

Современные учителя видят, что мир сей то и дело «бьет на чувства»; они знают, что дети чувствительны, и выводят отсюда, что нужно укрепить детский ум, чтобы он не поддался пропаганде. Я и сам учитель, и опыт говорит мне об ином. На одного ученика, которого надо спасти от сентиментальности, приходится минимум три, которых надо спасти от бесчувственности. Нынешний учитель должен не расчищать джунгли, но орошать пустыню. Единственное спасение от ложных чувств — чувства истинные.

Августин определяет добродетель как ordo amoris — справедливую, сообразную истине иерархию чувств, воздающих каждому творенью столько любви, сколько оно заслуживает». Согласно Аристотелю, цель воспитания в том, чтобы ученик любил и не любил то, что должно. Когда придет пора сознательной мысли, такой ученик легко отыщет основания этики; человек же испорченный не увидит их и, скорее всего, не сумеет жить достойно.

Добавить комментарий