Икона Божией Матери «Троеручица»

Сегодня – день празднования иконы Божией Матери «Троеручица». Особенностью этого образа является наличие в ниж­ней ча­сти ико­ны «тре­тьей» ру­ки. Существуют два предания, объясняющие историю создания этой иконы.

Одно предание повествует о Тро­е­ру­чи­це в связи с пре­по­доб­ным Иоан­ном Да­мас­ки­ным. В неко­то­рых спис­ках жи­тия свя­то­го рассказывается о нена­ви­сти к нему как к за­щит­ни­ку по­чи­та­ния икон ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра, при­ка­зы­вав­ше­го уни­что­жать ико­ны и мо­за­и­ки в хра­мах. Чтобы окле­ве­тать Иоан­на пе­ред его гос­по­ди­ном — мо­гу­ще­ствен­ным ха­ли­фом из ди­на­стии Омей­я­дов, Лев Ис­авр со­ста­вил под­дель­ное пись­мо с при­зы­ва­ми к войне. По­лу­чив под­лож­ное по­сла­ние, на­пи­сан­ное по­чер­ком Иоан­на, раз­гне­ван­ный ха­лиф по­ве­лел от­сечь пре­по­доб­но­му пра­вую ру­ку. Свя­той, ис­те­кая кро­вью, стал мо­лить­ся пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри об ис­це­ле­нии дес­ни­цы — ру­ки, ко­то­рой бы­ли за­пи­са­ны сло­ва в за­щи­ту пра­во­слав­ной ве­ры и икон. По его мо­лит­ве от­руб­лен­ная ру­ка бы­ла ис­це­ле­на. В па­мять об этом чу­де пре­по­доб­ный Иоанн при­кре­пил к ниж­ней ча­сти ико­ны Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­ние ки­сти пра­вой ру­ки, от­ли­той из се­реб­ра. Обет, дан­ный Иоан­ном Да­мас­ки­ным, был про­стым — слу­жить Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, про­слав­ляя их. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский, опи­сы­вая ра­дость свя­то­го об ис­це­ле­нии ру­ки, вкла­ды­ва­ет в его уста сло­ва, об­ра­щен­ные к Гос­по­ду: «Дес­ная Твоя ру­ка ис­це­ли­ла мою усе­чен­ную дес­ни­цу и со­кру­шит вра­гов, непо­чи­та­ю­щих Тво­е­го и Тво­ей Пре­чи­стой Ма­те­ри об­ра­зы, и уни­что­жит ею для воз­ве­ли­че­ния сла­вы Тво­ей вра­гов, по­пи­ра­ю­щих ико­ны».

Ска­за­ние об ис­це­ле­нии Иоан­на Да­мас­ки­на бы­ло рас­про­стра­не­но на Свя­той го­ре Афон на­ря­ду с дру­гим, бо­лее древним ска­за­ни­ем о чу­де с неким ико­но­пис­цем серб­ско­го мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Ико­но­пи­сец пи­сал ико­ну Бо­го­ма­те­ри и два­жды сти­рал с нее изо­бра­же­ние тре­тьей ру­ки, ко­то­рое са­мо неиз­вест­но ка­ким об­ра­зом про­яв­ля­лась на дос­ке. По­сле это­го во сне ему яви­лась Пре­свя­тая и по­ве­ле­ла оста­вить об­раз без из­ме­не­ний, «чу­до­тво­ре­ния ра­ди, а не по есте­ству». При­ме­ча­тель­но, что в Хи­лан­да­ре дей­стви­тель­но из­дав­на на­хо­дил­ся (и на­хо­дит­ся до сих пор) чу­до­твор­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы, од­на­ко не с изо­бра­жен­ной на иконе ру­кой, а имен­но с се­реб­ря­ной де­та­лью, при­креп­лен­ной к окла­ду. Этот об­раз счи­та­ет­ся при­ве­зен­ным из Сер­бии. Ме­сто­на­хож­де­ние этой ико­ны во Вве­ден­ской церк­ви Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­но с еще од­ним чу­дом: во вре­мя спо­ров бра­тии при вы­бо­ре но­во­го игу­ме­на об­раз Тро­е­ру­чи­цы са­мо­сто­я­тель­но пе­ре­ме­стил­ся из ал­та­ря на игу­мен­ское ме­сто, ука­зы­вая, что са­ма Бо­го­ма­терь яв­ля­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей мо­на­сты­ря.

При написании этой публикации были использованы материалы с сайта https://azbyka.ru/days/p-troeruchica-strannaja-ikona

Добавить комментарий