Сегодня – день празднования иконы Божией Матери «Троеручица». Особенностью этого образа является наличие в нижней части иконы «третьей» руки. Существуют два предания, объясняющие историю создания этой иконы.
Одно предание повествует о Троеручице в связи с преподобным Иоанном Дамаскиным. В некоторых списках жития святого рассказывается о ненависти к нему как к защитнику почитания икон византийского императора-иконоборца Льва Исавра, приказывавшего уничтожать иконы и мозаики в храмах. Чтобы оклеветать Иоанна перед его господином — могущественным халифом из династии Омейядов, Лев Исавр составил поддельное письмо с призывами к войне. Получив подложное послание, написанное почерком Иоанна, разгневанный халиф повелел отсечь преподобному правую руку. Святой, истекая кровью, стал молиться перед иконой Богоматери об исцелении десницы — руки, которой были записаны слова в защиту православной веры и икон. По его молитве отрубленная рука была исцелена. В память об этом чуде преподобный Иоанн прикрепил к нижней части иконы Богоматери изображение кисти правой руки, отлитой из серебра. Обет, данный Иоанном Дамаскиным, был простым — служить Христу и Богородице, прославляя их. Святитель Димитрий Ростовский, описывая радость святого об исцелении руки, вкладывает в его уста слова, обращенные к Господу: «Десная Твоя рука исцелила мою усеченную десницу и сокрушит врагов, непочитающих Твоего и Твоей Пречистой Матери образы, и уничтожит ею для возвеличения славы Твоей врагов, попирающих иконы».
Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ считается привезенным из Сербии. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря.
При написании этой публикации были использованы материалы с сайта https://azbyka.ru/days/p-troeruchica-strannaja-ikona