Экстремальный вид спорта, или клиросные виражи

Автор — Галина Козельская

Warning! Данная статья не призвана оскорбить чувства поющих и верующих. Она направлена исключительно на самоиронию и не затрагивает высокодуховных категорий.

***

О да, клирошане — это ещё экстремалы. Практически адреналинозависимые. Говорят: бывших певчих не бывает. Кто хоть раз пел на клиросе, уже не может без этого жить. Думаю, экстрим, непредсказуемость клиросного пения играют здесь не последнюю роль.

Чтобы вы понимали: службу отпрепетировать невозможно. Даже академический концерт — и тот материя нестабильная. А служба вообще каждый раз поётся как заново. Нет, конечно, в ней есть структура, и определённые клише, и выученные песнопения, но всё это — лишь кусочки мозаики, которую регент, хор, священство и пономари складывают каждый раз по-разному. Давайте разберёмся, что же такого экстремального может произойти во время службы.

Устав.

Да, с этого всё начинается. Пономарь возгласил не тот прокимен. Регент забыл спеть «Славу» и сразу перешёл на «И ныне». Священник не там ектенью возгласил. Совмещение каких-нибудь двух сложнейших служб… Или, наоборот, служба рядовая, и что-то сократили. В общем, веселье хоть куда — и регент, и певчие всегда должны быть готовы незамедлительно реагировать на любое изменение хода службы. И поверьте, это весело, хотя и держит в некотором напряжении и тонусе.

Песнопение «первый раз».

Моя преподавательница фортепиано в колледже, ещё в Тюмени, любила говорить: «Как бы ты не выучил произведение, первый раз, когда ты его играешь на публике — самый противный. Обязательно облажаешься». Конечно, это правда лишь отчасти, но тем не менее. Клирошане — живые люди из плоти и крови, со своими недостатками. И как бы то ни было, да, мы служим Богу, мы поём для души, для молитвы — мы всё равно делаем это публично. И стараемся благотворно воздействовать своими голосами на уши прихожан и священства, отчасти являющихся нашей публикой. И когда ставится «невпетое», «необкатанное» произведение, хоть оно и было заранее выучено и вычищено до деталей, сердце невольно замирает от «предвкушения» ошибок на первом его вынесении в службу. Зато как радуешься, когда выложился по максимуму и всё получилось!

Давно не петое произведение.

Это даже хуже, чем новое песнопение. Ты слишком расслаблен и спокоен, потому что ты его вроде выучил сто лет назад, и оно всегда получалось. Но память человеческая — штука ненадёжная. Сверху уже было сложено много новой информации, и старое, давно не петое — затёрлось. Самое смешное, что запинаешься ты в простейших местах! И коленки невольно начинают подрагивать, когда тебя «заносит» там, где ты раньше никогда не ошибался. Смех и грех.

В голосе/не в голосе.

Да, твоё певческое состояние всегда тебя заботит. Абсолютно всегда. Потому что голос — хрупкий инструмент, на самом деле, и очень трудноуправляемый. Гораздо проще играть на скрипке или кларнете — на чём-то осязаемом, вещественном, почти что механическом. А связки — как их потрогаешь? Они глубоко в горле, невидимые, но такие важные. Бывает, спросонья на раннюю пришёл, и хрипишь, и сипишь, и спал плохо, или накануне вечером плакал или наоборот, смеялся до колик — это всё очень влияет на состояние. А петь надо, и притом на этот период может выпасть праздник с кучей витиеватых песнопений, будь добр спой. А иной раз пришёл распетый, весёлый, бодрый, голос летит! А регент ставит песнопения, где у тебя почти всю службу одна нота. Это колоссальное разочарование, ни с чем не сравнимое. И стоишь, «дуешь» свою «соооооооль», уплывая мыслями в житейские заботы или в молитву — когда как. Но это тоже очень смешной момент, на самом деле.

Тексты и гласы.

О, вот этот пункт — самая соль всего клиросного экстрима. Перепутать одно колено в гласе, и свернуть из пятого в четвёртый — да запросто! Ошибаться в одном и том же месте в знакомых текстах? Люблю, умею, практикую! Распеть не тот слог? Плохое освещение, мелкий текст, церковнославянский шрифт, забыл очки, невовремя перевёрнутая страница… Жонглирование

книгами — Октоих, Триодь, Минея, Ирмологий, Тропарион, иногда Часослов и Псалтирь (если на службе нет чтецов)! И везде — тексты, куча букв, которые не просто надо прочитать, а распеть на определённую мелодию, и в идеале не на автомате спеть — а понять текст и донести до молящихся. Угу, а тексты такие иной раз бывают, что и не выговоришь! И гласов на самом деле, не 8, как выдумаете, а как минимум 32: стихирные, тропарные, прокимные и ирмологические. Это не считая разного рода подобнов или других видов напевов: греческие, киевские, болгарские, Зосимовой пустыни и прочих. И из всего этого многообразия певчий за секунду должен «выбрать» правильный напев и распеть на него текст! Чем не экстрим?

Так что, дорогие прихожане, цените своих экстремалов и адреналинозависимых!

Добавить комментарий