«Человек отменяется» Клайва Стейплза Льюиса

Наше время – тот век, когда традиционные ценности кажутся многим несущественными и отрицается система добра и зла – особенно опасен для тех, кто только-только входит в него: детей, подростков и молодых людей. Однако многие взрослые и зрелые люди, считающие себя сознательными, также строят свое миросозерцание на неверных предпосылках. Критике именно такого миросозерцания посвящен трактат известного христианского философа и писателя, автора цикла книг «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса под названием «Человек отменяется».
В этом трактате осуществляется критика морального релятивизма – мировоззрения, построенного на отрицании существования объективных истин. Релятивизму Льюис противопоставляет традиционный взгляд на мир, который он называет в этом труде «дао»:

Все они [традиционные религии] признают объективную ценность; все они считают, что одни действия и чувства соответствуют высшей истине, другие — не соответствуют.

Для людей же «нового» мировоззрения

оценочные суждения свидетельствуют лишь о чувствах, а чувства, с их точки зрения, не могут быть ни в ладу, ни в разладе с разумом. Они иррациональны, как иррационально явление природы, другими словами — к ним неприменимо понятие ошибки. Вот и выходит, что мир явлений, лишенных объективной оценки, и мир чувств, не поверяемый истиной или ложью, правдой или неправдой, совершенно независимы друг от друга.

Человек разумный и человек плотской, как их называет Льюис, имеют посредника, который называется сердцем или благородными чувствами:

Собственно, только этот посредник и дает нам право на титул человека, ибо ум приравнивает нас лишь к духам, плоть — к животным.

О том, как Льюис доказывает несостоятельность морального релятивизма, читайте в следующих выпусках рубрики «Вера в литературе».

Добавить комментарий