Преподобный Сергий Радонежский и монашество на Руси

Сегодня празднуется память святого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. Он был почитаем уже при жизни; впоследствии его называли «игуменом всея Руси». В чем уникальность пути преподобного Сергия? Чем его подвиг отличается от подвигов монахов более ранних времен?

Преподобный Сергий жил во времена монголо-татарского ига. Иго по-разному влияло на русские земли; и если территории, на которых сейчас находится Украина или Белоруссия, к тому времени – к XIV веку – были практически свободны от политического давления со стороны монгол, то остальная часть России еще достаточно долго ощущала на себе все тяготы завоевания.

Такое состояние не могло не повлиять на общий духовный настрой и простого народа, и правящих кругов общества. Так, святитель Кирилл, бывший митрополитом во времена Батыя, в своих трудах описывал не столько разорение, сколько глубину нравственного падения людей. По словам святителя, это состояние было даже худшим, чем во времена до Владимира Святого.

Помимо этого, на разоренных землях практически не было иноческой жизни. Те иноки, которым удалось спастись, удалялись в глушь. Очень немногие стремились принять постриг в годы оккупации. Конечно, были и люди, которые хотели посвятить себя иноческому пути, но они вставали на него вне монастырей – старцы, которые могли бы передать духовный опыт новоначальным, погибли; книги, в которых содержался монашеский устав, сгорели.

Более того, земли, далекие от Киева – земли к северу и востоку Руси – достаточно долго вставали на путь христианизации. Поэтому преподобному нужно было в прямом смысле слова совершить духовную революцию и превратить глухие и отдаленные русские земли в новые центры православной веры.

Что же сделал преподобный Сергий?

Он изменил отношение к иноческому подвигу как к таковому. Большинство мирян в то время считало, что подстриг является спасительным по сути своей и, таким образом, фактически равен Крещению; иначе говоря, принявший постриг считался точно спасенным и очищенным от прежних согрешений. Именно поэтому многие бояре и князья принимали постриг перед смертью. Однако преподобный Сергий восстановил лучшие иноческие традиции Киевской Руси, а всей своей жизнью он показал истинный смысл иноческой жизни: принятие иноческого чина – это не гарантия спасения, но возможность войти в Царствие Небесное через постоянное очищение от грехов и полное самоотречение. И только сам инок может выбрать, использовать или нет ему эту возможность.

Во времена преподобного Сергия жило очень много святых. У самого Преподобного было более 20 учеников, которые положили основание 40 монастырям. Эти обители стали местом духовного возрастания для новых подвижников, основавших еще около 50 монастырей. Таким образом, за XIV – XVI века Северная Русь оказалась покрыта сетью монастырей. Именно поэтому преподобного Сергия и называют «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Добавить комментарий