Восстановление патриаршества в 1917 году

Избрание святителя Тихона на Патриарший престол, которое произошло 18 ноября 1917 года, стало концом Синодального периода и началом новой эпохи в истории Русской Церкви. В нашей сегодняшней статье мы разберемся, почему восстановление патриаршества произошло именно в 1917 году, а также увидим, как сам святитель Тихон после своего избрания описал предстоявшее ему патриаршее служение.

Синодальным периодом называют 200-летний период с 1721 года по ноябрь 1917 года, когда высшим органом власти Русской Православной Церкви был Святейший Синод, учрежденный Петром I. В этот орган входили самые влиятельные иерархи Русской Церкви, а также там присутствовал государственный наблюдатель — обер-прокурор.

Благодаря Святейшему Синоду Церковь оказалась встроена в государственную систему, и тем самым государство могло оказывать на нее давление. Например, император мог при желании продвинуть в Синод нужных ему людей, замедлить какую-либо реформу, связанную с церковной жизнью, и т.д. С другой стороны, вмешательство императора могло быть и благом — например, когда члены Синода не могли прийти к согласию относительно возможности канонизации преподобного Серафима Саровского, император Николай I взял дело в свои руки, и процесс канонизации начался.

Иными словами, во время Синодального периода происходили как отрицательные, так и положительные процессы, но в целом Святейший Синод успешно решал возникающие церковные вопросы, и отсутствие Патриарха не ставило под вопрос само существование Церкви в России, потому что сохранялась соборная форма ее управления.

Почему же тогда патриаршество было так важно восстановить в 1917 году?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала немного разобраться в вопросе управления Церковью.

Как мы знаем, Главой Церкви является Христос. Основа Церкви — соборность, и потому и догматы веры, и правила церковной жизни всегда утверждались не каким-то одним иерархом, а Собором епископов, и так реализовывались слова Спасителя о единстве верующих:

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин 17:21). 

Соборное единство епископов образует единство Церкви, в котором являет Себя Дух Святой.

Но так как Собор невозможно проводить очень часто, повседневными вопросами занимаются наследники апостолов — епископы. И еще с апостольских времен существует правило: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения». Таким епископом — первым среди равных — и стал Патриарх. Он является лицом Церкви (но не ее главой в прямом смысле слова) и занимается вопросами, связанными с управлением Поместными Церквями, выражает взгляды христиан перед внешним миром, выстраивает отношения государства и Церкви, а также следит за регулярным созывом Соборов, которые и утверждают его важнейшие решения.

Теперь вернемся к Поместному Собору 1917-1918 годов.

При открытии Собора в 1917 году на самом деле не очень многие его участники всерьез говорили о восстановлении патриаршества. Действительно актуальной эта мысль стала осенью 1917 года, когда стало ясно, что Временное правительство не может контролировать ситуацию, страна погружается в хаос, а власть концентрируется в руках крайне левых и крайне агрессивных в том числе по отношению к Церкви группировок. Уже в тот период Церковь лишилась некоторых своих полномочий (например, возможности преподавать Закон Божий в школах), и она не могла оставаться безликой, руководимой лишь Синодом, лишившимся государственной поддержки. Как сказал епископ Астраханский Митрофан,

«Во все опасные моменты русской жизни, когда кормило церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой. Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви живую личность, которая собрала бы живые народные силы».

И вот, в один из самых сложных периодов российской истории, когда власть только-только захватили большевики, святитель Тихон был избран на патриарший престол. Он прекрасно понимал, что в сложившихся условиях этот сан был равносилен несению исповеднического креста:

Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа, пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня (Чис. 11:11 – 14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

И действительно, жизнь Патриарха Тихона после этого стала ежедневным мученичеством, но в его лице Церковь обрела духовного вождя, символ единства, соборности и верности Христу. Начался новый период истории Русской Церкви.

Более подробно о том, как проходило само избрание святителя Тихона на Соборе, можно прочитать здесь.