Воздвижение Креста Господня

«Нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло», — так писал святой император Константин об обретении Честного и Животворящего Креста Господня. Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с Праздником!

Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх.

Святитель Андрей Критский

Об истории праздника

Сегодня мы вспоминаем сразу два события. Первое — само обретение святой царицей Еленой Честного Креста.

Когда святая Елена прибыла в Иерусалим, она горячо стремилась найти святой Крест и обратилась за сведениями о нем к иудейской общине. Ей указали на одного старого еврея, Иуду, который очень неохотно, но показал место, где находился Крест; на этом месте некогда было построено капище. Когда идольский храм разрушили, то обнаружили Лобное место, место Гроба Господня и Воскресения и три креста с отдельно лежавшей табличкой — надписью на трех языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, какой крест является Крестом Христовым, их стали прикладывать к женщине, которая была при смерти. Когда она прикоснулась ко Кресту Господню, она сразу выздоровела. Это великое чудо было удостоверением, что Крест Христов поистине найден. Тогда святитель Макарий вышел на высокое место и стал поднимать (воздвигать) Крест, чтобы он был виден всему множеству народа, и люди поклонялись Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!»

Обретение Честного Креста оказало очень сильное влияние на людей. Так, видя происходившее, многие неверовавшие крестились, в том числе крестился и Иуда, который так не хотел вначале указывать местонахождение Креста. Он принял имя Кириак, за чистоту жизни и добродетель был избран впоследствии Патриархом Иерусалимским и принял мученическую кончину за Христа при Юлиане Отступнике.

Священномученик Кириак, Патриарх Иерусалимский (день памяти — 10 ноября)

Второе событие, которое мы вспоминаем сегодня, — возвращение Честного Креста из Персии, где он был в плену. В VII веке император Ираклий вернул его в Иерусалим, и тогда Честной Крест тоже поднимали для поклонения.

Значение Креста Христова

Бывший до страданий Христовых орудием пытки и символом самой страшной и мучительной смерти, после Воскресения Христова Крест становится знаком победы над смертью и источником неисчислимых духовных благ для всего человечества. Крест — знамение христианина, взирая на которое мы укрепляемся в несении нашего собственного креста. Крест помогает нам в чисто житейских нуждах: как пишет святитель Иоанн Златоуст, «это знамение и во времена наших предков отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?»

Крест имеет также эсхатологическое значение — знамение Креста появится на небе, когда Господь придет во второй раз судить землю.

Почему Честной Крест предлагается к поклонению именно в сентябре?

Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев.

Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!», а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Тропарь, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Величание:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.