Ветхозаветные пророчества о Воскресении Христовом

Великая Суббота — это день тихой скорби и день ожидания радости Воскресения — события, к которому, как и к пришествию Мессии в целом, готовил человечество весь Ветхий Завет.

Святой пророк Осия, живший в VIII веке до Р. Х., говорит так: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 1–2). Эти слова пророка особенно чётко указывают на время Воскресения Спасителя, а еще предсказывают реальность спасения всем, уверовавшим в Него.

Другое пророчество Осии — одно из самых известных в Церкви. Это слова, которые намного позже повторил святой апостол Павел: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14). Это пророчество представляет собой гимн Воскресению Христову, победе Спасителя над грехом и смертью.

Другое яркое пророчество — слова святого царя Давида: «плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 9–11). Так все и было: Господь сошел в ад, но не остался там, а вывел за собой праведников, и Тело Его не истлело, а воскресло, показав тем самым «путь жизни», открытый каждому верующему в Него.

Пророка Исайю же называют Ветхозаветным Евангелистом за то, что в его книгах содержится очень много предсказаний о Спасителе, и особенно — о Его Крестной смерти и Воскресении:

«Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53, 10–12). Этот отрывок представляет собой описание наиболее важных моментов Крестного подвига Спасителя, а особое внимание уделено именно Воскресению Господа («узрит потомство долговечное»), сущности Его искупительного подвига («оправдает многих и грехи их на Себе понесет») и Его будущем вечном царствовании («с сильными будет делить добычу»).