Уверение апостола Фомы

Сегодня Православная Церковь вспоминает Уверение апостола Фомы — явление Спасителя апостолам, и в том числе апостолу Фоме, в следующую Неделю после Воскресения. Другое название этой Недели — Антипасха («вместо Пасхи») — обозначает, что это обновление праздника Пасхи в 8-й день.

Существует стереотип о святом апостоле Фоме как о нечувствительном, закоренелом невере, способном уверовать только при условии чрезвычайных обстоятельств. Однако что мы знаем об этом апостоле Христовом?

Ответ: мы знаем очень немногое. Его еврейское имя обозначает «Близнец», чему давались разные толкования; одно из таких толкований — то, что так называли сомневающегося человека. Апостол родился в палестинском городе Панеады. В Четвероевангелии его имя стоит в списке имен 12-ти апостолов.

В первый раз мы слышим голос святого апостола Фомы, когда ученики просят Спасителя не возвращаться в Иудею, что произошло перед воскрешением праведного Лазаря Четверодневного: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11: 8). Однако Господь отклоняет их просьбу, и апостол Фома тогда говорит: «Пойдем и мы, умрем с Ним» (Ин. 11: 16). Здесь видно, что апостол Фома — не бесчувственный маловер, а самоотверженный человек, который готов идти на смерть вместе со Своим Учителем. Апостол был на Тайной Вечери и бежал из Гефсиманского сада вместе с другими учениками. И когда в день Воскресения радостные апостолы сказали ему: «Мы видели Господа», он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).

Чем был движим апостол Фома, когда произносил эти слова? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не неверием, но духом противоречия и горячим желанием удостовериться в истине величайшего События в человеческой истории.

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! ​Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин. 20: 26–29).

Здесь, во-первых, Господь дарует мир, возможный только при полноте веры и являющийся ответом на горячее устремление апостола Фомы. Кроме того, Спаситель точно повторяет слова апостола, указывая на Свое всеведение. И в-третьих, в Евангелии не говорится, вложил ли Фома свой перст в раны Господа. Однако в богослужебном предании Церкви дается утвердительный ответ.

Вот что говорит преподобный Роман Сладкопевец:

Кто сохрани ученика длань неопаленну,
егда огненному ребру приближися Господа?
Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися
огненной кости?
Аще не осязанное ребро силу дарова
перстней деснице,
како имаше коснутися
страданьми Поколебавшаго вышняя и нижняя?

(Кондак на Фомину неделю)

«Неверие» Фомы, следовательно, состоит в искании Бога, в стремлении дотронуться до Божественного огня, прикоснуться к его благодати и причаститься ему. Поэтому такое искательное «неверие» похвально, ведь оно в самой своей основе связано с верой и несет не косность, а, напротив, – движение и дерзновение:

О воистинну похваляемаго Фомы страшнаго начинания!
Дерзостно бо осяза ребра,
Божественным огнем блистеющая.

(Канон Фоминой недели. 5-я песнь)

И из такого «неверия» рождается полнота глубокой веры — такой веры, из глубин которой апостол воззвал: «Господь мой и Бог мой!», исповедуя тем самым Божественное и человеческое естество Спасителя:

О преславнаго чудесе! неверие веру известную роди. Рек бо Фома: аще не вижду, не иму веры. Осязав же ребра, богословит воплотившагося, Тогожде Сына Божия позна, яко пострадавша плотию, проповеда воскресшаго Бога, и возопи светлым гласом: Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

(Стихира на стиховне)