Церковное новолетие

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с началом нового лета — нового года по церковному календарю!

Церковный год — что это?

Это повторяющаяся каждый год система постов и праздников, на основе которой строится богослужебная жизнь Церкви. Годовой богослужебный круг состоит из праздников двух типов: неподвижных и подвижных. При этом получается, что в начале церковного года мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы — так Церковь символически обозначает первый этап Боговоплощения, а в конце года — Ее Успение.

Почему именно 14 сентября?

1 сентября (по старому стилю) было началом индикта — нового налогового года, который в Византии стал также календарным. Эта дата была установлена святым равноапостольным Константином. Церковь переняла традицию считать 1 сентября началом нового года, а церковными писателями были составлены молитвы, в которых мы благодарим Господа и просим Его благословить наступающий год.

Как эта дата закрепилась в России?

Новый год на Руси изначально праздновался 1 марта. Однако после церковного Собора в 1492 года и календарный, и церковный год стали начинаться 1 сентября. Впоследствии Петр I установил празднование Нового года 1 января (по старому стилю), а с 1918 года он празднуется 1 января по новому (как сейчас). Так со времен Петра I новолетие стало исключительно церковным праздником.

Что изображено на иконе новолетия?

На образе, посвященном церковному новолетию, часто изображают сегодняшнее Евангельское чтение, в котором говорится о том, как Господь пришел в синагогу и прочитал там пророчество Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 4:18-19).

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.