Святитель Николай Чудотворец и его иконы

Дорогие братья и сестры!

Поздравляем вас с днем памяти святителя Николая Чудотворца – одного из самых чтимых святителей на Руси со времен принятия христианства. Сегодня в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 80 человек.

В этой статье говорится о типах изображений святителя Николая на иконах. Появление новых образов святителя непосредственно связано с конкретными случаями его помощи людям. При этом многие детали таких образов могут иметь символический смысл, который вкладывали в него древние иконописцы.

Основные иконографические образы святителя Николая

image_15
Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Тип изображения «Поясной»

Святитель изображается по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Он облачен в фелонь пурпурного цвета и омофор — широкую длинную полосу материи, на которой вышиты кресты — знак архиерейской власти. Омофор – символ того, что епископ уподобился Христу в заботе о спасении людей, и Господь даровал ему для этого особую благодать и силу.

Левая рука, которой святитель держит Евангелие, покрыта омофором и ризой – в знак почтения к Священному Писанию.

image_16
Никола Липный. Иконописец Алекса Петров. Новгород., 1294 г.

Слева и справа от святого часто изображаются фигуры Спасителя и Божией Матери, что связано с чудом, произошедшим на Никейском соборе в 325 г. Тогда святитель Николай во время вероучительного спора дал пощечину еретику Арию и был за это лишен священства. Но многим членам собора было видение, как Сам Христос и Пресвятая Богородица принесли свт. Николаю Евангелие и омофор — знаки святительского достоинства. После этого святому был возвращен сан архипастыря.

Тип изображения «Ростовой»

В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.

image

Святитель Николай «Зарайский». 15-16 в. Каргополь

Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Изображение Святителя Николая в полный рост с Евангелием получило название «Николы Зарайского» по названию города, где находился образ. 

Другой тип ростового изображения Святителя Николая – «Никола Можайский». Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления».

image_0
image_2

Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии. Некоторые исследователи считают такую иконографию заимствованной из Западной Европы, где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке.

Тип изображения «Оплечный»

image_3
image_5

Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и  наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы часто писали по царским заказам, так как Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день — 6 декабря 1533 года — и считал святителя Николая своим покровителем. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.

Св. Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.

Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей.

Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах,  отвращающим от зла, бесов, несчастий  и всякой скверны. Она  появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя». 

«Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»

В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая.

image_4

Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. 

image_6

Св. Никола, 12 в., Великий Новгород, из Никольского собора

История еще одного чудотворного образа Святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищенский».
 Круглые иконы встречаются редко. Imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру.

Тип изображения «Житийные иконы»

image_7

Святой Николай, с 16 клеймами жития. 16 век. Ростовская школа

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань»  (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Известны чудеса, которые происходили на Руси – например , чудо о киевском детище. Могли быть различные перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер иконографии св. Николы.

Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни».

image_9

Никола Великорецкий, 16 век. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением — они объединены темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8. Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века. В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Копии с иконы были также посланы в Вологду, Тотьму и другие города. Через год образ был возвращен в Вятку.

2

Святой Николай, 16 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Чудотворная икона до наших дней не сохранилась — существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря.

В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая, проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу, правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их товары. Новгородские иконописцы не ограничиваются одним изображением, а дают подробный рассказ в нескольких клеймах (новгородская икона 1551—1552 г. из ЦМиАР). Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» – одним из центральных праздников Русской Православной Церкви.

image_12

Икона, написанная на основе прижизненного портрета святого Николая Чудотворца. Базилика св. Николая в г. Бари, Италия.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.