Священномученик Вениамин Петроградский: «Христос наша жизнь, свет и покой»

13 августа Церковь празднует память священномученика Вениамина Петроградского, ставшего архиепископом в 1917 году, во времена арестов, гонений, изъятия церковных ценностей, и расстрелянного по сфабрикованному делу через 5 лет после начала своего многотрудного служения на этом посту.

В миру – Василий Казанский, он был одним из лучших учеников в различных духовных семинариях, а потом – после пострига и принятия сана – преподавателем, инспектором, ректором. На любом посту будущий святитель проявлял особую заботу о своих учениках. В 1910 году архимандрит Вениамин стал епископом и одним из помощников столичного митрополита. Простой в общении и очень скромный, он был тесно связан с паствой, часто посещал самые бедные районы Петербурга, лично возглавлял богослужения. В его ведении была, по сути, вся духовная образовательная система Петербургской епархии.

28 мая 1917 года владыка Вениамин стал Петербургским архиепископом. Приняв этот высокий пост, он начал активную работу – ездил в самые дальние места, собирал приходские советы, общался с людьми. На искреннюю любовь святителя к каждому человеку ему отвечали такой же любовью.

С началом гонений на Церковь, когда были расстреляны первые священники, владыка стал помогать тем матушкам-вдовицам, у которых были несовершеннолетние дети. Сам терпя нужду, он делился последним. В тяжелейших условиях он смог наладить в Петрограде мало-мальски активную церковную жизнь. Его трудами Александро-Невская лавра так и не была отдана властям. При нем стало функционировать особое бюро, которое предоставляло безработным клирикам места в больших приходах города.

Когда усилились репрессии, священников, избежавших расстрела, стали привлекать к общественным работам, условия которых были крайне тяжелыми. В 1919 году святитель Вениамин добился освобождения священников от этих работ, а их семьям был дан минимальный пакет социальных гарантий. Владыка занимал активную общественную позицию, всегда общаясь с чиновниками спокойно и с достоинством. Вот что говорил о святителе епископ Алексий (Симанский), впоследствии – Патриарх Московский:

«Митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой – сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие. Он прекрасно учел и понял, в чем заключается при настоящих условиях и в таком городе, как Петроград, сила архипастыря – в возможно частом и тесном общении с народом. И он и себя лично, и своих викариев направляет к тому, чтобы все более и более расширять круг своего молитвенного общения с верующим народом. И это ему удается в большой мере».

Репрессии постепенно ужесточались. В 1921 году было подавлено восстание матросов в Кронштадте; летом этого же года наступил голод. На нужды голодающих Церковь сразу же собрала большую сумму, но государство закрыло фонд помощи с заявлением, что необходимы более серьезные вложения. Согласно указаниям Патриарха Тихона, святитель Вениамин разрешил отдавать церковные ценности, не имеющие евхаристического назначения, причем священники должны были контролировать этот процесс. Однако напряжение все возрастало, и спецслужбы стали насильно отбирать ценности. Тогда владыка указал, что отдавать богослужебные сосуды запрещено канонами и равносильно кощунству. Весной 1922 года началась кампания по изъятию, и повсюду вспыхивали стычки прихожан с милицией, хотя владыка призвал верующих действовать законными методами:

«Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме… При изъятии церковных ценностей, как и во всяком церковном деле, не может иметь место проявление каких-либо политических тенденций. Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей».

С другой стороны, именно в это время возникает обновленчество, нарушавшее церковные каноны и по сути являвшееся политической группировкой. В содействии им отказал Патриарх Тихон и, конечно, святитель Вениамин. При этом именно Владыку Вениамина Святейший Патриарх указал как возможного второго кандидата на случай своей кончины. Властям была невыгодна растущая популярность святителя Вениамина, и его было решено ликвидировать как можно скорее.

Против Владыки было сфабриковано дело, где он обвинялся в антисоветской пропаганде и подстрекательстве к бунтам. Будучи арестован, он отвечал на все вопросы спокойно, с достоинством и пониманием своей невиновности. Защита смогла доказать невиновность святителя и даже более того – что он смог предотвратить кровопролитие, но ему все равно был вынесен расстрельный приговор.

В своем последнем письме святитель писал:

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот Рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением. <…> Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

Владыку Вениамина расстреляли в неизвестном месте. В 1990 году святитель был реабилитирован, а в 1992 году он стал одним из первых святых, кто был прославлен в числе новомучеников и исповедников Российских.