Скорби — экзамен для человека

Оптинские старцы о болезнях и скорбях

Что писали святые подвижники, старцы Оптинские, о болезнях и скорбях? Что нужно делать в скорби и болезни, почему они приходят, как к ним относиться и как быть, если по болезни невозможно совершать подвиги, к которым стремится душа, — ответы на эти вопросы в нашем сегодняшнем материале.

Итак, что же нужно делать в скорби или болезни?

  • вникнуть в свою жизнь и серьезно рассмотреть ее;
  • терпеть с покорностью воле Божией, каяться в согрешениях, исповедоваться и исправляться — тем самым человек избавляется от вечных страданий (прп. Амвросий);
  • признать себя достойным скорбей и всецело смириться перед волей Божией (прп. Никон):

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться перед Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу».

  • искренне молиться Врачу душ и телес наших с надеждой на Его милость и помощь (прп. Амвросий);
  • и — особенно — молиться об избавлении от малодушия и отчаяния, потому что именно Господь дарует утешение (прп. Макарий):

«Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его, а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными».

Как относиться к скорбям и болезням?

  • не смущаться и не бояться: скорбь и радость тесно связаны (прп. Варсонофий):

«Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. … День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – ведро; так и скорбь и радость сменяют одна другую».

  • помнить, что все, что дарует нам Господь, — во благо нам (прп. Макарий),
  • а также о том, что скорби — свидетельство нашего сыновства (прп. Варсонофий):

«Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: «Если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети» (см. Евр. 12, 8). Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога: для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное».

Почему болезни вообще нужны?

  • болезни и скорби — это врачевание наших душевных недугов, испытание терпения и приобретение большей награды духовной — в этой или в будущей жизни;
  • болезни заменяют подвиги и, может быть, предостерегают от новых грехов и развития страстей, более страшных, чем сами болезни, и в том числе от превозношения (прп. Макарий):

«Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них мог бы впадать и в страсти – еще более лютые, чем болезни».

  • скорби и болезни — испытание нашей любви к Богу и преданности ему (прп. Никон):

«Скорби попускаются, чтобы обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа неспособна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству».

«Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким-то экзаменом».

  • нужно помнить, что есть и другие причины болезней, которые мы не можем постичь (прп. Макарий):

« … иногда [Господь] телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для большей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины болезней, которые мы постигнуть не можем».

Что делать, если человек уже заболел и, не имея возможности по болезни совершать что-то доброе, скорбит из-за своего бездействия?

  • достаточно терпеть и благодарить Бога за всё (прп. Макарий):

«Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надобно соблюдать и иметь попечение о исправлении его».

Как относиться к тем, кого мы считаем виновниками наших скорбей?

  • не осуждать их и не гневаться на них, а «думать, как у преподобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения» (прп. Никон).

И необходимо помнить, что

«Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу» (прп. Макарий),

а также что

«Чем больше вы будете молиться Богу в скорбях, тем скорее ощутите чувство сладкого утешения. Призови Меня в день скорби твоей, – сказал Господь, – и избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49,15)» (прп. Антоний Оптинский).