С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с Рождеством Христовым — началом и основанием для прочих праздников, когда «нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы», а Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком нашего ради спасения. В храме святой княгини Ольги в Останкино в этот день была совершена ночная праздничная Божественная Литургия, на которой присутствовало около 100 человек.

День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру.

Апостольские постановления

День Рождества Спасителя во плоти с древних времен празднуется как величайшее и чудесное событие, согласно с Евангельским свидетельством, данным в словах явившегося пастухам Ангела Господня:

Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, иже слышаша и видеша.

Лк. 2, 10-20

Так Рождество Христово сопровождалось дивной вестью волхвам и пастырям о всемирной радости для всех людей, Ангельским славословием родившемуся Спасителю, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным изумлением многих, слышавших рассказ пастухов о родившемся Младенце, славою Его от пастырей и радостью, к которой призваны и мы:

Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды.

Святитель Григорий Богослов

День Рождества Христова стал днем исполнения обетований Божиих, начиная от самого первого обетования, данного Господом людям после грехопадения: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3:15). Исполнилось и пророчество о месте Рождества, данное за 700 лет до него: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5, 2), и одно из самых известных пророчеств — о рождении Спасителя от Девы: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14).

Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, подать нам лучшее; Адам обманулся древле и, вожделев быть Богом, не сделался, – человеком делается Бог, чтобы обожить Адама. 

Постная триодь. 5-я седмица Великого поста, пяток, стихиры на «Господи, воззвах»

Песнопения праздника

Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. 

Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь, пеленами, якоже земен, повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем, волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.

Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым: написахомся вернии Именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем.