Рождество Христово: духовный смысл праздника

Дорогие братья и сестры!

Поздравляем вас с наступившим праздником Рождества Христова! Сегодня ночью в нашем храме была совершена праздничная Божественная Литургия, на которой присутствовало около 150 человек.

Вся радость Рождества выражается в словах: Бог стал человеком, чтобы спасти человечество от рабства греху и смерти и восстановить его в утраченном им достоинстве. При этом праздник Рождества – не только день исполнения ветхозаветных пророчеств, но и день воссоздания всей вселенной и в первую очередь человека — через соединение тварного, материального естества (природы) со Богом. Бог стал человеком, приняв на Себя физическую природу — такую же, как и у каждого человека.

При этом Бог – непостижимый, вездесущий и всемогущий – добровольно “уничижает” Себя – ограничивает, Само-умаляется, добровольно вступая в зависимость от Собственных законов пространства и времени – законов, установленных Им еще при творении мира. Святитель Григорий Богослов пишет:

“Бесплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится сыном человеческим”.

При этом в таком добровольном Само-уничижении нет ничего унизительного для Божественного достоинства. Здесь просто еще раз проявляется Его подлинное всемогущество. Бог, становясь человеком, как бы добровольно “обессиливается”, являясь отныне зависимым от окружающего жестокого мира Младенцем. В то же самое время Он всё так же неотступно пребывает и в прежнем величии — на Небесах, все так же не оставляя заботы о Своем творении. Через Его уничижение, смирение еще яснее является Его всемогущество: для Бога нет ничего невозможного.

При этом главнейшее ощущение праздника Рождества Христова — радость новой встречи, после длительной разлуки, Бога-Творца и человека – Его творения. Как писал святитель Иоанн Златоуст,

“… взирающим… на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит взыграть и веселиться, поражаться и дивиться величию домостроительства (спасительной заботы о человеке и мире) Божия, превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех лучи свои. Если же видеть такое событие с чувственным светилом для всех было бы изумительно, то подумай и рассуди теперь, как величественно видеть Солнце Правды, изливающим лучи Свои из нашей плоти и просвещающим наши души”.