Рождественский сочельник

Сегодня, 6 января, в день Навечерия Рождества Христова, в нашем храме были совершены Великие часы, Изобразительны и Вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Дорогие братья и сестры, приглашаем вас на ночное богослужение в 0.00 часов — встречать праздник Рождества Христова!

Богослужения предпразднства Рождества Христова в основном посвящены мысли о Божественном снисхождении. Говорится при этом не только о неизреченной тайне снисхождения, но и о том, что Воплотившийся Сын Божий с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», который пытается противостоять делу спасения людей.

Так, вскоре после Рождества Господа и Спасителя царь Ирод приказывает убить младенцев Вифлеема. И каноны Малого повечерия этих дней раскрывают образ Ирода и его иудейских советников, причем эти песнопения составлены по образцу канонов Страстной седмицы, а на повечерии Сочельника поются измененные ирмосы богослужения Великой Субботы:

«Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

В текстах Навечерия Рождества Христова также говорится об обстоятельствах Рождества Христова: о том, что происходило в душе праведного Иосифа, когда он узнал о беременности Пречистой Девы Марии, об участии Христа в переписи, о том, что для Спасителя не нашлось места в гостинице, потому что Он пришел как странник, Которому с первых дней жизни негде приклонить голову.

Тропарь сочельника:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ.

Перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом как происходящая от семени Давида в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)».

Кондак сочельника:

Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно:
ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Перевод: «Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться – Дитя младое, Предвечного Бога».