Праведный Авраам: исход из Харрана

Сегодня празднуется память одного из важнейших лиц в библейской истории – праотца Авраама. В Священном Писании Господь несколько раз говорит о Себе как о Боге Авраамове, что является свидетельством того, какой чести достоин этот святой. В данной статье говорится только о части пути Авраама как праведника – о его исходе из Харрана, о том, почему это было важно и что это значило в контексте древней эпохи.

Изначально Авраама звали Аврам (‘отец возвышенный’). Вместе с Фаррой, своим отцом, он жил в одном из центров древнего мира, Уре Халдейском. Так как этот город был языческим и, вероятно, мог отрицательно повлиять на верующих в истинного Бога, по повелению Божию они уходят оттуда и доходят до Харрана, где и останавливаются. Именно там Господь обращается к Авраму:

«Пойди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Быт. 12:1–3

Тем самым Авраму предлагается в первую очередь полностью отвергнуться себя. Древние общества не принимали подобного исхода из социума; представления о ценности человека в древнем мире не существовало. Человек являлся человеком, только будучи частью социума, — покидая социум, любой становился изгоем. Понятия человеческого достоинства в современном смысле этого слова тогда не было в принципе; это понятие, появившееся только вместе с христианством, с началом новозаветной эпохи: человек ценен сам по себе, потому что его личность имеет ценность в очах Божиих, потому что Бог помнит о нем, потому что он – образ и подобие Божие. И именно такое представление предлагается праотцу Аврааму: единственным смыслом, опорой и ценностью в его жизни с момента ухода становится Господь.

Уходя, Аврам начинает свой подвиг самоотвержения. Он поступает так, как сказал Спаситель: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Вся последующая жизнь Авраама была несением креста, что особенно ярко открылось в жертвоприношении Исаака.

Вместе с Аврамом ушел и праведный Лот, его племянник. В Священном Писании не говорится, почему он решил пойти с ним. Возможно, что, будучи праведником, он через свою веру увидел, что именно здесь, в исходе из Харрана, идет линия человеческого спасения, приобщения к Царствию Божию.

Аврам и Лот приходят в землю Ханаанскую. Недалеко от Сихема Авраму является Господь и обещает отдать эту землю потомкам Аврама, который на этом месте ставит жертвенник и приносит жертву Богу (до Синайского законодательства обычно именно глава семьи совершал жертвоприношения и, по сути, выполнял функции священника).

Явление Авраму в Сихеме, возможно, определило дальнейшее символическое значение Сихема в израильской истории. Именно там, например, был заключен завет с народом Иисуса Навина, а также был поставлен на царство сын Соломона Ровоам.

Продолжение истории праотца Авраама читайте в наших последующих статьях.