Сегодня, 15 декабря, в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 80 человек. В этот день Церковь празднует память святого пророка Аввакума — именно его преподобный Иоанн Дамаскин упоминает в ирмосе 4-й песни Пасхального канона: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен».
В этом песнопении использованы слова из книги пророка Аввакума:
На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв. 2: 1).
Еврейское слово мишмерет (стража) здесь употреблено не в прямом, а в образном значении, связанном с особенностями пророческого служения. Пророки были стражами дома Израилева (Иез. 3: 17; Иер. 6: 17; Ис. 52: 8), которых верховный Пастырь и Страж избранного народа Господь воздвиг для охранения святости Завета. Пророки, возвышаясь всегда над своими современниками, возвещали им волю Божию. Так и святой пророк Аввакум, став на стражу, ожидает от Господа откровения.
По уставу во время Пасхального богослужения перед 4-й песнью Пасхального канона назначено чтение «Слова на Пасху» (45-е) святителя Григория Богослова, которое помогает понять, почему преподобный Иоанн Дамаскин обратился к книге пророка Аввакума.
«На стражу мою стал, – говорит чудный Аввакум (2: 1). – Стану с ним ныне я, поданным мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что сказано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его, как вид ангела (Суд. 13: 6), и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы воинство небесное) и сказал: “Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5: 17); обновляйтесь”. Так говорил он, а другие воспели то же, что и прежде, когда явился нам Христос через дольнее рождение: Слава в вышних Богу, и на земле мир, во человеках благоволение (Лк. 2: 14)».
Житие святого Аввакума
Святой Аввакум входит в число так называемых 12 малых пророков, и его служение относится приблизительно к 650 году до Рождества Христова.
Так, святой пророк предсказал разрушение Иерусалимского храма, Вавилонский плен и их возвращение на родину.
Во время войны с Вавилоном святой Аввакум ушел в Аравию, где с ним произошло одно знаковое чудо. Когда пророк нес обед жнецам, Ангел Господень перенес его в Вавилон — там в темнице находился пророк Даниил. Пища, предназначавшаяся для жнецов, послужила для утоления его голода.
После войны пророк Аввакум вернулся на родину, где и скончался в глубокой старости. При царе Константинополя святом Феодосии Младшем (408-450) были обретены мощи пророка.