Особенности Великого канона Андрея Критского

Великий канон носит имя святителя Андрея Критского, поскольку именно этот святой является составителем первоначального текста канона. Считается, что он написал его для себя. Исследователи полагают, что изначально в каноне не было четкого деления на песни и в нем не было ирмосов. Последние присоединил уже позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а святые Феодор и Иосиф Студиты добавили также тропари — в честь самого святого Андрея и в честь святой Марии Египетской.

Великий канон отличается от остальных канонов своим объемом — в нем содержится около 250 тропарей. Между тем его название — «Великий канон» — было дано ему не только за обширное содержание, но и за глубину, возвышенность, проникновенность и поэтическое совершенство.

С точки зрения отображения в каноне истории, в нем упоминаются события из Ветхого и Нового Завета: от прародителей и их грехопадения до Пришествия Спасителя и жизни Его последователей.

Канон начинается словами, выражающими надежду на Бога как на Помощника и Покровителя, и посвящен теме глубокого личного покаяния в грехах, связанной с темами взаимоотношений Бога и человека в принципе и с темой личного преображения. Тем самым каждый молящийся ставится в связь с судьбами мира.

Употребление канона за богослужением

По преданию, что практика всеобщего чтения в Церкви канона святого Андрея Критского сформировалась после сильнейшего землетрясения, произошедшего в Константинополе в 790 году.

Тогда монахини стали читать этот канон в частном порядке. Со временем к нему начали обращаться и другие христиане, используя его во времена бедствий, а впоследствии его стали читать во всех церквях во время Великого поста.

В соответствии с современной традицией, Великий канон читается отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, а также в четверг пятой седмицы Великого поста.