Особенности Евангелия от Иоанна

Мы сегодня празднуем память святого апостола Иоанна Богослова, автора четвертого Евангелия, которое еще называют «духовным Евангелием» — ведь оно во многом посвящено именно богословским темам.

По Преданию, апостол писал Евангелие по просьбе ефесских христиан. Может быть, к нему обратились епископы Малой Азии, которые принесли к нему три уже написанных Евангелия и попросили его дополнить их беседами Господа. Подтвердив истинность написанного в трех Евангелиях, апостол, однако, нашел, что нужно более полно изложить учение о Божестве Господа Иисуса.

Эта цель — дать учение о Боге Слове — прослеживается во всем Евангелии. Уже во вступлении прямо говорится о Божестве Спасителя («В начале было Слово…» — те строки, которые мы слышим в Пасхальную ночь, первое зачало Евангелия и первые слова, переведенные святыми Кириллом и Мефодием на старославянский язык). А в последних главах апостол Фома исповедует Воскресшего Спасителя Господом и Богом.

Так как Евангелие от Иоанна было написано позже, чем другие три Евангелия (их называют синоптическими), то апостол часто пишет о событиях, которые не были упомянуты другими Евангелистами. Например, только из Евангелия от Иоанна мы узнаем о чуде на браке в Кане Галилейской, беседе Спасителя с Никодимом и с самарянкой, исцелении слепорожденного, умовении ног ученикам и прощальной беседе Господа с апостолами на Тайной Вечере.

О других особенностях Евангелия от Иоанна — лейтмотивах, акцентах, особенностях изложения — мы расскажем в следующих статьях.