Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с великим праздником Обрезания Господня и днем памяти одного из вселенских учителей, церковного писателя, философа и богослова — святителя Василия Великого!
Обрезание, существовавшее в Ветхом Завете, было знаком верности завету с Богом, который Господь заключил с Авраамом. Из книги Бытия мы узнаем, что Бог явился праотцу Аврааму — тогда еще бездетному — и пообещал ему, что от него произойдет великий народ. Когда Аврааму было 99 лет, Господь вновь явился ему, сказав:
Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).
Это и было исполнено, а через год Сарра, жена Авраама, родила ему сына — Исаака. С тех пор иудеи, будучи потомками Авраама, обрезали младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности этому завету и отделенности от языческого мира.
Когда Спаситель, Богочеловек Господь Иисус Христос пришел в мир, то он также должен был исполнить этот ритуал, потому что он был необходимой частью закона и потому что через обрезание человек входил в израильское общество.
«Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону».
Митрополит Вениамин (Федченков)
А еще обрезание в целом имело прообразовательное значение, приобретшее свою полноту в Новозаветном откровении: оно символизировало Таинство Крещения, заменившее обрезание в Новозаветной Церкви.