Акафист Пресвятой Богородице — хвалебно-догматическое песнопение, которые исполняется на утрени субботы Похвалы Пресвятой Богородицы. У Акафиста особое построение; он уникален по сравнению с предыдущими гимнографическими произведениями Византии.
Перед Акафистом стоит песнопение Взбранной Воеводе победительная. Это зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление), или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). За ним чередуются 12 больших и 12 малых строф, всего 24, которые даются в форме алфавитного акростиха, то есть начинаются каждый раз с новой буквы греческого алфавита в строгой последовательности – от альфы («Ангел предстатель…») до омеги («О всепетая Мати…»). В церковнославянском и русском переводах это можно увидеть только на примере первого икоса и последнего кондака.
Кондаки заканчиваются рефреном Аллилуия, икосы же содержат по 12 херетизмов (приветствий, которые начинаются с греч. хере — радуйся). Херетизмы обращены к Пресвятой Богородице и восхваляют Ее, описывая Ее с помощью метафор. После 12‑го херетизма идет рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная».
При сопоставлении херетизмов можно увидеть, что автор Акафиста активно использовал принцип ветхозаветной поэтики — логического и содержательного противопоставления:
Радуйся, Ангелов многословущее чудо;
радуйся, бесов многоплачевное поражение.
параллелизм:
Радуйся, честный венче царей благочестивых;
радуйся, честная похвало иереев благоговейных.
синонимию:
Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии;
радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози.
Очень часто в Акафисте использована парономасия (игра слов), но в переводе она, к сожалению, утрачивается.
С точки зрения истории и догматики содержание гимна делится на две части: повествовательную, где описываются события земной жизни Пресвятой Девы и детство Спасителя в соответствии со Священным Писанием и Преданием, и догматическую, говорящую о Боговоплощении и спасении человечества.
Интересно, что Акафист оказал влияние и на церковную иконографию: появился целый цикл икон, иллюстрирующих каждый икос и кондак из этого гимна. Кроме того, некоторые иконы были созданы вне этого цикла, но под воздействием Акафиста: например, икона «Неувядаемый Цвет» была создана, как считается, на слова Акафиста: «Радуйся, цвете нетления».