Нерукотворный Образ Спасителя

«Христе Боже, всякий, уповая на тебя, не постыдится». Эти слова написал на Нерукотворном Образе Спасителя правитель Едессы, которого Господь исцелил от проказы через Свой образ. И сегодня, в первый день после Успения, мы празднуем перенесение Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь, которое еще называется «третьим Спасом», или «Спасом на холсте». В этот праздник в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 50 человек.

История Нерукотворного Образа начинается в те времена, когда Господь Иисус Христос проповедовал на земле. Мы знаем, что о Нем слышали и в Него веровали тогда не только иудеи, но и самаряне и язычники, а некоторые из язычников хотели сами поговорить с Ним. К таким людям относился и правитель Едессы по имени Авгарь.

Он страдал неизлечимой болезнью — проказой. Рассказы о Мессии, пришедшем на землю и исцеляющем самые страшные недуги, достиг его ушей, и он уверовал в Него как в Сына Божия. Но сам прийти к Христу он не мог, и потому послал своего слугу с письмом-просьбой прийти к нему и исцелить его. Слуга также должен был написать изображение необыкновенного Чудотворца.

Но когда Анания — так звали служителя — достиг места проповеди Господа, он не смог подойти к Нему из-за огромного количества народа. Тогда он попытался, стоя в отдалении, создать Его образ, но и это ему никак не удавалось.

Тогда Сам Господь подозвал Ананию, назвав его по имени. Он передал для Авгаря краткое письмо, в котором, похвалив его веру, обещал прислать Своего ученика для исцеления правителя и его наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и полотенце; умыв лицо, Он отер его убрусом, и и на нем отпечатался Его лик.

Когда Авгарь с благоговением принял письмо Спасителя и Его образ, он получил исцеление; только небольшая часть проказы оставалась на его лице до прихода в Едессу ученика Господня, апостола от 70-ти Фаддея, который крестил правителя и всех жителей Едессы. Нерукотворный Образ после этого поставили на городской стене, и люди, входившие в город, поклонялись ему.

Прошло время, и один из правнуков Авгаря, вернувшись к язычеству, хотел снять со стены святой образ; но по повелению Господа епископ Едессы заложил в этом месте стену глиняной доской и кирпичами, так что образ и зажженная перед ним лампада больше не были видны. Через какое-то время люди забыли о нем.

В 545 году случилась беда: город осадили персы. Ситуация была безнадежной. Но епископу явилась Пресвятая Дева и повелела открыть образ, замурованный в стене. Перед ним все так же горела лампада, а на глиняной доске появилось подобное изображение Спасителя. Когда был совершен крестный ход с Нерукотворным Образом, вражеские войска отступили.

В следующем веке Едесса была захвачена арабами, но они не мешали поклонению образу Спасителя. И в 944 году византийский император выкупил образ у эмира и с большими почестями перенес его и письмо Спасителя в Константинополь.

Неизвестно точно, что стало с Нерукотворным Образом. Считается, что крестоносцы похитили его во время пребывания в Константинополе, но корабль, на котором они его везли, потонул в Мраморном море.

На Руси всегда очень почитался Нерукотворный Образ Спасителя. Он часто был на знаменах русских войск. Существует благочестивый обычай при входе в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Спасу Нерукотворному.

Тропарь, глас 2:

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.