Неделя святых Праотец

Сегодня Церковь прославляет святых Праотец – земных предков Спасителя, начиная от первого человека – Адама и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих, а также вообще всех ветхозаветных праведников, ожидавших Пришествия Мессии. В этот день в нашем храме Божественную Литургию совершил Матфей, архиепископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. На богослужении присутствовало около 80 человек.

В этот день Церковь напоминает нам о предках Спасителя по плоти именно теперь, перед Рождеством Христовым. Причина этого – в вере святых праотец, живших во времена Ветхого Завета, в то обещание, которое Господь дал Адаму при изгнании его из рая: что в мир придет Мессия, Который искупит людей от греха прародителей.

К праотцам относятся библейские патриархи и пророки, праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы.

Известно, что почитание ветхозаветных праотцев началось в христианской Церкви по крайней мере с IV века. Очевидно, оно восходит к практике христианских общин из иудеев первых веков христианства и связано прежде всего с Иерусалимской Церковью. По ряду свидетельств, перед праздником Рождества Христова в свое время была установлена память лишь Авраама, Исаака и Иакова, но сейчас существует два особых празднования ветхозаветным святым – Неделя святых праотцев и Неделя святых отцов.

Поминовение ветхозаветных святых в чине Божественной Литургии зафиксировано уже в словах св. Кирилла Иерусалимского, который писал:

«Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству».

В сегодняшней практике такое поминовение есть в ходатайственной молитве перед Святым Причастием в Литургии Василия Великого:

«Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…».

Тропарь святых праотец

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.