Неделя святого Григория Паламы

Второе воскресенье Великого поста называется Неделей святого Григория Паламы, или Неделей светотворных постов, в которую Церковь, указывая на пост как на средство к благодатному озарению кающихся, молит Господа о даровании такого озарения. В эту Неделю в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек.

Православное учение о посте в том контексте, в котором мы рассматриваем его сейчас, особенно ясно раскрывается в Неделю святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, жившего в XIV веке. Великий подвижник Афонской горы, святой Григорий известен также как защитник Православия, выступивший против ереси Варлаама.

Варлаам, монах из Калабрии, отвергал православное учение о благодатном Свете, который озаряет внутреннего человека и иногда открывается видимо — как, например, произошло на Синае или на горе Фавор. Варлаам не допускал возможности достичь этого озарения посредством молитвы, поста и других подвигов.

Для обсуждения этого вопроса в 1341 году в Константинополе был созван Собор, на котором святитель Григорий обличил еретическое учение и защитил учение о Божественном свете, озаряющем подвижников, достигших высот святости.

Бог, учил святитель, непознаваем и недоступен в Своей сущности. Но человек может приобщиться к нетварной Божественной энергии, для описания которой святитель использует образ Фаворского света. Она преображает ум, душу и даже тело — все существо человека. Это значит, что реальное познание Бога и встреча с Ним возможна уже в земной жизни в той мере, в какой Дух Святой может открыть верующему.

Тропарь святителю Григорию Паламе:

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Паламе:

Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.