Неделя перед Богоявлением

День Крещения — Богоявления Господня, которое мы будем праздновать 19 января, — является одним из двунадесятых праздников, и, так же как и праздник Рождества Христова, он совершается с особой торжественностью. Сегодняшний же день называется Неделей, или воскресеньем, перед Богоявлением. В нашем храме сегодня было совершено богослужение, на котором присутствовало около 50 человек.

«В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна (возмужалого, взрослого) Тебе видим».

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

Рождество и Богоявление, разделенные периодом Святок, составляют единое торжество. Поэтому почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (с 15 января) мы слышим в храме особые песнопения, которые готовят нас к такому же торжественному празднику Богоявления:

«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает».

«Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос, устами чистыми и душами измовенными, приидите, тайно оставя Вифлеем».

«Ангельския, предыдите, силы, от Вифлеема ко струям Иорданским; и предгряди, Иоанне, оставль пустыню».

Стихиры предпразднства

В эту Неделю также полагается особый прокимен, Апостол и Евангелие, которые мы слышали за сегодняшней Литургией. Отрывок из Евангелия от Марка, читаемый в этот день, посвящен проповеди святого Иоанна Крестителя о покаянии, крещении иудеев в Иордане и о Грядущем за ним.

Рождество Христа Спасителя — это Его спасительное явление миру, а Крещение — Его вступление на служение спасению мира, и Церковь, сопоставляя эти два торжества, говорит:

«Светел убо мимошедший праздник (т. е. Рождество Христово), светлейший же, Спасе, приходящий… Он кровем изливаемым, яко безчаден рыдаше Вифлеем; и сей водам благословенным многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа».

Стихира предпразднства

Тропарь предпразднства Богоявления, глас 4:

Готовися, Завулоне,/ и красуйся, Неффалиме,/ Иордане реко, стани,/ подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку./ Веселися, Адаме с праматерию,/ не крыйта себе, якоже в раи́ прежде,/ ибо, наги видев вы, явися,/ да облечет в первую одежду:// Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Перевод: Готовься Завулон, и украшайся Неффалим, Иордан-река, стань, прими, ликуя, идущего креститься Владыку. Радуйся, Адам с праматерью, не скрывайтесь, как прежде в раю, ибо, увидев вас нагими, Он явился, чтобы облечь в прежнюю одежду. Христос явился, все творение желая обновить.

Кондак предпразднства Богоявления, глас 4:

Во струях днесь Иорданских быв, Господь/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя,/ спасти бо приидох// Адама первозданнаго.

Перевод: Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь Иоанну возглашает: «Не бойся крестить Меня, ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»