Богослужение 5-й Недели после Пасхи посвящено воспоминанию беседы Господа с самарянкой — беседе, которая происходила в первый год Его общественного служения, во время Пятидесятницы, когда Спаситель после Пасхи иудейской шел в Галилею. Эта беседа — ясное свидетельство Божественной славы Воскресшего Господа, дарующего воду живую, которой «омываются скверны душевная» (богослужение этого дня). В храме святой княгини Ольги в Останкино в этот день была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек.
В службе сегодняшнего праздника и следующей седмицы говорится о том, как Спаситель возвращал на истинный путь сбившихся с пути, восставлял падших, перерождал души людей.
Расскажем о некоторых особенностях беседы Спасителя с самарянкой.
Во-первых, Господь каждый раз, отвечая на вопрос женщины, возводит ее к более высоким предметам. Например, она спрашивает Его, как Он просит пить у самарянки; Спаситель, не отвечая прямо, говорит:
если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Не понимая и этого, следующий вопрос (как Господь достанет воду из глубокого колодца, если Ему нечем зачерпнуть?) и просьбу дать такую воду, чтобы не приходить к колодцу черпать, женщина связывает исключительно с обычной водой. Однако после повеления Господа привести ее мужа и явного свидетельства того, что перед нею не просто обычный человек, она сразу же начинает спрашивать о важных духовных вопросах.
Так постепенно за простыми предметами и явлениями Спаситель научает видеть духовные реальности. И если вначале самарянка задает простые, наивные вопросы, то в течение разговора ее сознание постепенно просветляется, и итогом беседы становится вера — такая яркая, живая, что она забывает о своем первоначальном намерении — набрать воды — и не стыдится рассказать, что встреченный ею Странник рассказал ей все, что она сделала, хотя могла бы и опустить эту деталь и просто упомянуть, что Он прозорливец.
Во-вторых, толкователи обращают внимание на использованный Господом образ воды живой. Этот образ часто встречается в Евангелии от Иоанна. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что это благодать Духа Святого, названная так, подобно воде, оживляющей и поддерживающей всё. А также
Живой водой назвал здесь источники Своего учения, – водой, так как оно, подобно воде, очищает нечистоту грехов, угашает огонь страстей и врачует засуху и бесплодие неверия, – а живой, как вечное и всегда продолжающееся, так как жизнь воды состоит в течении и движении.
Евфимий Зигабен
В-третьих, толкователи отмечает доброе расположение сердца самаритянки, ее открытость, готовность уверовать. Она не оскорбляется указанием Господа на ее грехи, а, наоборот, начинает расспрашивать о духовных вещах. Если вначале она называет Господа просто Иудеем, то потом она обращается к Нему со словом «Господин», затем «Господи», а после того, как Спаситель прямо называет Себя Мессией, Которого ожидали, она говорит жителям своего города: «Не Он ли Христос?» И завершается беседа и рассказ Евангелиста исповеданием уже самих жителей: «Он Спаситель мира, Христос».
Нам известна дальнейшая судьба самарянки, святой мученицы Фотинии: она крестилась и в 66 году приняла мучения и смерть за Христа вместе со своими сыновьями и сестрами. Благодаря ей уверовала дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пострадавшая за Христа.