В прошлые три недели – Светлую, Фомину, Жен-мироносиц – мы вспоминали события, тесно связанные с Пасхой. Почему же четвертая неделя посвящена событию исцеления Спасителем расслабленного?
Четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и днем Сошествия Святого Духа на апостолов. В среду этой недели мы празднуем Преполовение Пятидесятницы, т. е. нас отделяет полпути от этого праздника – дня рождения Церкви. И события, случившиеся после Преполовения и до Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь вспоминает постольку, поскольку они произошли как раз во время иудейской Пятидесятницы.
Духовное значение Недели о расслабленном
В богослужебных текстах этой Недели наши души сравниваются с расслабленным: и там, и там причина болезни — грех, и исцеление только одно — Господь Иисус Христос.
Святые отцы говорят, что грех – начало болезни не только для души, но и для тела. Свт. Феофан Затворник пишет, что «болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая». Грех отделяет человека от Источника жизни – Самого Господа – и приносит разлад во взаимодействие человека с теми законами, что действуют в нем самом и в природе. Поэтому первое, что необходимо болящему телесно и/или духовно человеку, – очищение души и примирение с Богом.
Песнопения праздника
Силою Божественною, иногда разслабленнаго словом Твоим Христе стягнувый, и повелевый ему одр взяти, многим временем немощствующую люте душу мою исцели.
В летех многих немощствующую люте душу мою, Преблагий, исцели, якоже разслабленнаго прежде, яко да последую Твоим стезям, яже показал еси любящим Тя.