Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров — одна из самых красивых служб Святой Четыредесятницы, на которой верующие стремятся присутствовать и причаститься Святых Таин хотя бы один раз за Великий пост.

Литургия Преждеосвященных Даров — служба, которая совершается большей частью в дни особенного воздержания: в среду и пятницу в течение всей Четыредесятницы. По сути, это вечернее богослужение, поскольку оно представляет собой Причастие Святых Таин после вечерни.

По церковному уставу, в среду и пятницу полагается воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Спасителя, поддерживающего нас духовно и физически. Сейчас, однако, Литургия Преждеосвященных Даров в основном служится утром.

Порядок Литургии Преждеосвященных Даров

Богослужение начинается Великой Вечерней, но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» — такой же, как и на Литургии святого Иоанна Златоуста или Василия Великого; тем самым, вся служба обращена к надежде Царства и представляет собой то духовное ожидание, которое определяет собой весь Пост.

Затем, в соответствии с порядком вечерни, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!», а иерей читает светильничные молитвы, где он просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления…, дабы величать нам святое имя» Его, и сохранил нас от всякого зла и искушения.

После этого диакон произносит Великую ектению, которой начинается и полная Литургия, а священник в это время молит Господа услышать наши молитвы.

Затем чтец читает 18 кафизму, состоящую из псалмов 119-133, называемых «песнями восхождения». Их воспевали на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, которые собирались для молитвы и готовились к встрече с Богом. После первой части кафизмы произносится малая ектения, а во время чтения второй ее части священник кадит Престол со Святыми Дарами и совершает перед ними земной поклон.

Когда читается третья, последняя часть кафизмы, Святые Дары переносятся с престола на жертвенник. В этот момент, отмечая его важность и святость, верующие опускаются на колени.

После завершения кафизмы произносится малая ектения и поются стихи из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» и положенные на этот день стихиры. Во время пения диакон кадит алтарь и весь храм, а в конце священнослужители выходят на солею, и предстоятель благословляет Святой Вход, говоря: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!», а хор поет древний гимн «Свете Тихий».

После этого читается особый прокимен и отрывки из Священного Писания Ветхого Завета. Во время чтения первой паремии иерей, оборачиваясь к молящимся, опустившимся на колени, и благословляя их, говорит: «Свет Христов просвещает всех!».

После чтения паремий поются пять стихов из 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою»; затем иерей произносит молитву святого Ефрема Сирина.

Этой молитвой завершается вечерня и начинается непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров. Диакон возглашает сугубую ектению, за которой следует ектения об оглашенных и чтение двух молитв верных. Произнося эти молитвы, верующие молят об очищении души и тела и готовятся к перенесению Святых Даров на престол.

Хор поет особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Верующие опускаются на колени, а священник переносит Святые Дары. После этого поётся вторая часть песни «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия».

Затем произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами и просительная ектения.

Потом следует молитва Господня «Отче наш», завершающая приготовление к Причастию. Затем следует возглас – «Вонмем», а священник, касаясь рукой Святых Даров, произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!».  Эти слова означают, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, собравшимся в этот день в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь» Царские врата закрываются, и наступает момент причащения священнослужителей, а после этого причащают всех верующих, готовившихся к принятию Святых Таин. Хор в это время поет причастный стих: «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите – и увидите, как благ Господь».

После окончания Святого Причастия священник заходит в алтарь и благословляет народ. Затем следует последняя ектения и заамвонная молитва, а также отпуст с упоминанием празднуемых в этот день святых.