Литература и Православие на Руси

«Нигде, ни в одной стране мира с тех пор, как великий Константин провозгласил свой достопамятный эдикт о свободе Христианской веры, — нигде святая вера Православная не имела такой жизненной, можно сказать животворной связи с жизнью души народной, как у нас на Руси».

Русский мыслитель, князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920).

Близкая и глубокая связь Православия с нашей культурой начинается с времен Крещения Руси и связана в первую очередь с трудами святых братьев — Кирилла и Мефодия, которые перевели важнейшие книги Священного Писания и церковно-богослужебные книги на старославянский. Так люди получили возможность читать священные книги на близком и понятном им языке.

Одно из первых произведений русской литературы — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (ХI в.) — посвящено Православию и его значению для Руси и для всего мира. Другие шедевры древнерусской литературы — «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» и многие другие — отражают идеалы христианства и евангельские заветы.

До ХVII вв. нам известно до 130 известных по имени русских писателей — епископов, священников, иноков и мирян, князей и простолюдинов, которые стремились к идеалам, указанным христианством. Вся древнерусская литература — воцерковленная и духовная, проникнутая православным видением мира и освещающая все остальные предметы в соответствии с этим видением.

Но начиная с XVII века на Руси происходит ряд перемен. Упадок духовной жизни, характерный для этого времени, подготовил процессы секуляризации, проведенной впоследствии Петром Первым. Это отразилось и в литературе: появляются произведения, направленные не на духовное освещение жизни человека, а сугубо на его земную сферу бытия. А в XVIII веке и вовсе наступает период литературы нового времени, когда смыслом своей жизни человек стал считать не достижение Небесного Царства, а обустройство на земле.

Просвещение, проповедовавшее власть разума, однако, не смогло ограничить русскую литературу, а писатели, хоть и следуя духу классицизма, вкладывали в лучшее его образцы молитвенное содержание и вполне осознавали ложность идеала самоутверждения человека на земле и истинность согласия между верой и разумом:

«Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут».

М.В. Ломоносов

Последующее развитие русской литературы дало нам имена Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других. Это писатели, произведения которых всегда оставались — если не по форме своей, то по своему миропониманию и характеру отображения действительности — православными. В них сохранился тот вектор, что был заложен всем развитием русского национального самосознания в контексте Православия, хотя порой и терялась его полнота, которая приходит от молитвенной наполненности жизни творца.

«Глубина великих созданий русской словесности иногда даже против воли авторов — христианская; несмотря на кажущийся даже рационализм, великие писатели русские в сущности глубоко религиозны».

Французский критик Леруа-Белье