Все учение преподобного Амвросия Оптинского, которое мы сейчас можем почерпнуть из его переписки, обращено к одной-единственной цели: к спасению человеческой души, а значит к очищению от страстей, насаждению добрых чувствований, подготовке к тому, чтобы душа стала храмом Духа Святого. Вот что пишет святой о спасении:
1. Характеры и условия жизни людей (место, обстановка) не могут повлиять в худшую сторону в вопросах спасения, если сам верующий будет проявлять решимость угодить Богу:
«Во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие, и это происходит от нашего произволения. Если мы оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не помогут. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни».
2. Человек обладает свободой в вопросах выбора добра или зла:
«Насильно никого не проведешь ко спасению… Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет… некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его Крестными страданиями, а большая часть по неразумению и по злой и упорной воле уклонится в противную сторону».
3. Выбор человеком пути спасения и следование этому пути тесно связаны с дарованием Божественной благодати:
«Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т.е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: «Без Мене не можете творити ничесоже».
4. Цель православного человека — стараясь исполнять заповеди, познать свои недостатки и немощь и через это смириться; без этого спасение невозможно:
«Как бы кто из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцев, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и св. пророк Давид говорит: «Заповедь Твоя широка зело (Пс.118:96)».
5. Путь спасения не может быть без скорбей — как внешних неприятностей, так и внутренней борьбы со страстями:
«По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный; а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не приидох бо, – глаголет Господь, – воврещи мир на землю, но меч», дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбцев. Вообще, спасение наше, по слову Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих».
6. Царство Небесное есть единственное место покоя и блаженства:
«Поэтому нерасчетливо, ради пустой и кратковременной мечтательности, оставить путь, ведущий в Царствие Божие, к блаженной вечности, и избрать стезю, ведущую к погибели вечной».
7. Желающим обрести Царствие Небесное нужно подражать святым — в их терпении, смирении и любви к ближним:
«И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «проидохом сквозь огнь и воду, и извел ны еси в покой». Видно иначе нельзя достигнуть оного покоя, как не потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись».