Исцеление слепорожденного

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем исцеление Господом человека, рожденного слепым, — одно из самых великих и неслыханных до тех пор чудес, совершенных Спасителем во время Его земной жизни. Также сегодня мы поздравляем с Днем Ангела именинниц, чья небесная заступница — блаженная Ксения Петербургская! В храме святой княгини Ольги в Останкино в этот день была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек.

Толкуя событие исцеления слепорожденного, святые отцы и исследователи Евангельского текста обращают внимание на определенные особенности его описания. Приведем некоторые из них.

Один из самых главных моментов — момент приведения слепого к не только телесному, но и духовному прозрению. Святые отцы пишут, что, возможно, Господь специально исцелил этого человека не сразу, как Он исцелял многих: но Он сделал бреновение, наложил на глаза слепого и отправил его умыться в купальне Силоам; после этого были удивленные вопросы соседей и знакомых слепого, спор с фарисеями, в том числе с участием его родителей, изгнание из фарисейского собрания. И в течение всего этого времени постепенно, шаг за шагом меняется отношение слепого к Исцелившему его. Сначала он исповедует Его просто человеком, который исцелил Его; затем пророком; затем праведником и посланником Божиим; и затем, когда Сам Господь находит его в храме, он исповедует Его Сыном Божиим — Мессией и Богом.

В этом одна из особенностей Евангелия от Иоанна: в самом начале, в первой главе, Евангелист говорит о том, что Иисус Христос есть Бог Слово; и те эпизоды из жизни Спасителя, которые он описывает, свидетельствуют о Божественном достоинстве Господа — как здесь, в рассказе о прозрении слепорожденного, или как в последних главах Евангелия, когда уверовавший апостол Фома исповедует Его Господом и Богом.

Еще одна важная тема здесь — тема света: Сам Спаситель говорит, что Он свет миру, и исцеление слепого — дарование ему телесного и духовного прозрения — является, можно сказать, иллюстрацией к Его словам. Он, «Света податель, от Света сый Свет» (Синаксарь Недели о слепом), являет этим неслыханным чудом Свою Божественную силу и славу. Именно поэтому мы и вспоминаем это чудо в последнюю Неделю перед отданием Пасхи, осознавая при этом нашу духовную слепоту, вызванную грехом, и молясь Господу о просвещении:

Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет Пресветлый.

Кондак Недели о слепом