История празднования Пасхи

Как Светлое Христово Воскресение праздновали в первые века христианства и как именно определяется дата празднования Пасхи каждый год?

После Сошествия Святого Духа на Апостолов в пятидесятый день после Пасхи ученики и последователи Христа стали совершать Божественную Литургию и на ней — Таинство Причастия, установленное самим Господом на Тайной Вечере.

В первые века верующие отмечали Пасху каждую неделю. В пятницу они постились и вспоминали Крестные страдания Христа Спасителя, а в воскресенье – радовались и славили Воскресшего Господа. В период иудейской Пасхи, весной, Пасха христианская праздновалась особенно торжественно, ведь именно на иудейскую Пасху Спаситель мира был распят и воскрес.

Со II века праздник Пасхи во всех Церквях становится ежегодным. Вначале было как бы две Пасхи: «Пасха крестная» и «Пасха воскресная». «Пасха крестная» – страдания и смерть Спасителя, которые отмечались особым постом. Она совершалась в одно время с иудейской Пасхой, а пост хранили до ночи с субботы на воскресенье. В воскресенье отмечалась «Пасха воскресная» – праздновалось Воскресение Христово.

Вопрос о праздновании Пасхи всеми христианами в один день поставил святой император Константин Великий. И на Первом Вселенском соборе, созванном в 325 году, было решено согласовывать дату празднования Пасхи между христианскими общинами, существовавшими в разных странах. Светлое Христово Воскресение постановили праздновать после иудейской Пасхи и всегда в воскресенье. Дата христианской Пасхи – ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Вначале восточные Церкви и Запад праздновали Воскресение Христово в один день, совместно определяя ее дату. Потом, после разрыва общения, Восток и Запад стали праздновать Пасху в соответствии со своими вычислениями, зачастую в разные дни.

Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя.

Святитель Иоанн Златоуст