Ирмосы пасхального канона

Основной элемент Пасхальной заутрени – пасхальный канон, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. В начале каждой песни канона стоят ирмосы – краткие песнопения, представляющие собой мелодический и поэтический образец для тропарей канона.

Обычно в ирмосах вспоминаются поэтические отрывки из текста Ветхого и Нового Завета. Именно так построены и ирмосы пасхального канона, но в нем каждая тема связана с Воскресением Спасителя.

Ирмос 1-й песни: «… от смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия» связан с воспоминанием того, как народ израильский был выведен из Египта и как, спасенные от гибели в Чермном море, они воспели победную песнь – и так и мы, христиане, спасены и переведены Христом от смерти к жизни.

Ирмос 3-й песни: «Приидите, пиво [то есть питье] пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа…» — древнее чудо, когда Бог во время странствия израильтян по пустыне по молитве Моисея извел из скалы – «неплодна камене» (Исх.17:1–7) – воду, сопоставляется с тем, как из гроба Христа истекает, как дождь, источник нетления.

Ирмос 4-й песни: «На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: Днесь… воскресе Христос…», отсылает нас к словам пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет Он во мне…» (Авв.2:1). Видение Аввакума в ирмосе относится к ангелу, приносящему весть о Воскресении Спасителя.

Ирмос 5-й песни: «Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце…», перефразирует 5-ю библейскую песнь, пророка Исаии (Ис.26:9-19): «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже…» Слово «утреневати» в прямом значении – «пристально вглядываться [во время предрассветных сумерек]». Этим исполнение пасхального канона ночью соотносится с тем, как жены-мироносицы ранним утром спешили ко гробу Христа: «вместо мира песнь принесем».

Ирмос 6-й песни: «Снизшел еси в преисподняя земли… и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси…» — представляет упоминание пророка Ионы, потому что именно он составил 6-ю библейскую песнь (Ион.2:3-10). Иона воспел эту песнь, когда он находился во чреве кита 3 дня и 3 ночи. Здесь соотносится погружение Ионы на морское дно и его последующее освобождение с сошествием Христа во ад и тридневным Воскресением Христовым.

Ирмос 7-й песни: «Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие…» — говорит о трех еврейских отроках, брошенных в раскаленную печь вавилонским царем Навуходоносором и спасенных Богом. Повествование об этом событии, молитва и песнь отроков представляют собой 7-ю библейскую песнь (Дан.3:26-56). В каноне подчеркивается, что Тот, Кто спас отроков от неизбежной смерти, Сам принял страдания, чтобы облечь смертную природу красотой нетления («в нетления облачит благолепие»).

Ирмос 8-й песни: «Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств…», связан с темой 8-й библейской песни (Дан.3:57-88) только своим завершением: «…в оньже благословим Христа во веки». В остальном этот ирмос построен вокруг слов святителя Григория Богослова: «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств» (Or. 45. 2).

Ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего», воспевает Пресвятую Богородицу и связан тем самым с Ее песнью (Лк.1:46-55), представляющую собой первую часть 9-й библейской песни.