Диаконисса в Православной Церкви

Сегодня празднуется память преподобной Мавры, диакониссы, подвизавшейся в Царьграде в V веке. В настоящее время, когда переосмысляется роль женщины и ее служение, многие задаются вопросом о восстановлении чина диаконисс и о наделении его теми функциями, которые они выполняли в древности. В этой статье – о сущности служения диаконисс, времени их служения и причинах исчезновения этого чина из церковной практики.

В первый раз существительное διάκονος в христианской письменности было употреблено в женском роде в Послании к римлянам (Рим 16:1–2). В этом тексте святой апостол Павел упоминает Фиву, служительницу Кенхрейской церкви. Нет единого мнения, можно ли считать святую Фиву диакониссой в том смысле, что у нее был определенный церковный чин. Однако в пользу того, что святая Фива занимала степень диакониссы, говорит традиция III и последующих веков, поскольку имя святой Фивы упоминается в молитвах на поставление диакониссы.

Впервые диакониссы в качестве одной из степеней церковного клира упоминаются в «Дидаскалии апостолов» (первая половина III века). Там были изложены некоторые обязанности диаконисс: они воспринимали от купели святого Крещения женщин и наставляли их (фактически были катехизаторами), заботились о больных и помогали выздоравливающим. Кроме того, диакониссы принимали странников, делились с нуждавшимися, носили Святые Дары для причащения беременных женщин, которые не могли сами прийти на богослужение. Таким образом, диакониссы занимались социальным служением, но не участвовали в священнодействии наравне со священниками и диаконами.

Диаконисса должна была соответствовать нескольким требованиям. Ее жизнь должна была быть безупречной (и поэтому, в частности, она должна была жить только с близкими родственниками); диакониссу выбрали из дев или вдов после первого брака. Возраст таких женщин – около 50 лет. Кроме того, после поставления в диакониссы женщина не могла выйти замуж.

На Востоке в IV–VII веках служение диаконисс было очень распространено – так, например, в Константинополе в 535 году при храме святой Софии было 40 диаконисс. Некоторые диакониссы этого времени известны и причислены к лику святых: например, это сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского блаженная Феозва; мать святителя Григория Богослова святая Нонна; сподвижница святителя Иоанна Златоуста святая Олимпиада, поставленная в диакониссы святителем Нектарием Константинопольским; подвизавшаяся в Милассе в Карии уроженка Рима преподобная Ксения, преподобная Ирина, игумения монастыря Хрисовалантон, и другие.

Впоследствии, к XII веку, чин диаконисс окончательно исчез – возможно, в связи с изменениями в структуре церковного клира – такими, что прежнее их служение перестало быть нужным. Также в качестве причин называют новый взгляд на женщину как таковую и изменение условий существования Церкви в целом.

В начале XX века интерес к институту диаконисс вновь обострился. Как в Греции, так и в России предпринимались попытки восстановить чин диаконисс, однако они фактически не имели положительных результатов. Главный аргумент против идеи восстановления чина диаконисс – в том, что неясно конкретное содержание данного служения в новую эпоху жизни общества.