Четверг первой седмицы Великого поста

Агарь, Амалик, гаваониты, а также Мелхиседек, Иисус Навин, Езекия, Зосима — в этой статье описывается ряд людей, которые будут упомянуты за сегодняшним богослужением и чтением Великого канона.

Песнь 3

Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство.

Агарь – рабыня Сарры, жены Авраама. По законам того времени, если в роду не было наследника, старейшина рода мог войти к рабыне своей жены. Ребенка, рождённого от неё, клали на колени к жене патриарха, и после этого он считался законным наследником. Если у мужа и жены после этого всё-таки рождались дети, сын рабыни всё равно наследовал часть имущества. По этому закону поступил Авраам, жена которого была бесплодна. От Агари, ее рабыни, родился сын Исмаил. Впоследствии за непочтительность к Аврааму и Сарре и за оскорбление их сына Исаака Исмаил вместе с матерью был изгнан в пустыню, где он стал родоначальником арабских племён (об этом рассказывается в главах 16 и 21 книги Бытия).

Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития, в человецех подражай.

В этом стихе говорится о Мелхиседеке («царе правды»), царе и священнике Бога Всевышнего из Салима («город мира»), жившего около ХХ века до н.э. Когда праведный Авраам возвращался после одной из побед, царь и священник Мелхиседек приветствовал Авраама и благословил его, поднеся хлеб и вино. При этом в книге Бытия ничего не говорится о его родословии или месте рождения Мелхиседека.

В 109 псалме содержится пророчество о Спасителе, где Он называется священником по чину Мелхиседека: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4).

Это сравнение поясняет святой апостол Павел: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:1-3).

Песнь 4

Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богаства, славы царства, обнищав, лишися.

Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же, грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе?

Здесь говорится об Иове, патриархе Ветхого Завета, который из-за действия диавола лишился своих детей, богатства и подвергся неизлечимой болезни – проказе. Однако святой Иов проявил твёрдую веру в Бога, и Господь возвратил Иову здоровье и дал ему ещё детей.

Песнь 6

Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи.

Иисус Навин был предводителем израильтян на пути в землю Обетованную. После кончины пророка Моисея возглавил войну израильтян против нечестивых племён, населявших Палестину.

Амалик, амаликитяне – народ, с древности занимавший земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Этот народ напал на израильтян во время их исхода из Египта. По молитве Моисея евреи одержали победу. Последнее упоминание об амаликитянах в Ветхом Завете присутствует во 2-й книге Царств, где говорится, что их земли и золото завоевал царь Давид.

Гаваониты – жители палестинского города Гаваона, который Господь повелел израильтянам уничтожить за беззакония людей, населявших его. Узнав об этом, гаваонитяне пришли в израильский стан под видом бедных странников из дальних земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда правда открылась, то евреи уже не могли причинить им вред, потому что они дали клятву. Израильтяне оставили их в стане как слуг – заставили их носить воду и колоть дрова.

Песнь 7

Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота. Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог?

Езекия – иудейский царь (752-698 гг. до н.э.), Церковью почитается в чине праведных. Он активно противодействовал идолопоклонству. По его молитве Ангел Божий поразил ассирийских воинов, которые пришли, чтобы осадить Иерусалим (4Цар.18:13-37-4Цар.19). К смертельно больному Езекии Бог послал пророка Исаию, чтобы тот предупредил царя о надвигающейся кончине. Но царь так горячо и слёзно молился, что Господь продлил его жизнь на земле ещё на 15 лет. В подтверждение того, что Езекия не умрёт, пророк Исаия явил ему знамение – тень от солнца на ступенях царского дворца передвинулась на десять ступеней назад (4Цар.20:1-11).

Исаия – пророк Иудейского царства (765-695 гг. до н.э.), автор пророческой книги, которую называют ветхозаветным Евангелием, поскольку в ней содержится ряд пророчеств о рождении Спасителя, Его страданиях, смерти и Воскресении, а также о некоторых других новозаветных событиях.

Песнь 8

Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистинну, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки.

Здесь вспоминается преподобный Зосима – палестинский отшельник, ставший свидетелем того, как преподобная Мария Египетская чудесно перешла реку Иордан, и причастивший ее Тела и Крови Христовых.