Евангелие от Матфея: особенности текста

Сегодня, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святого апостола и Евангелиста Матфея, в нашем храме была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 80 человек. В этой статье – о том, на каком языке было написано Евангелие от Матфея, почему в нем так много ссылок на ветхозаветные тексты и зачем Евангелист так подробно описывает родословие Спасителя.

Левий Матфей был сборщиком пошлин – мытарем. Он говорит о своей профессии в тексте Евангелия, что показывает глубокое смирение Евангелиста, ведь очень многие презирали мытарей.

Господь призвал Матфея, как раз когда он сидел у сбора пошлин:

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним

Мф.9:9

После Пятидесятницы апостол проповедовал, по одним сведениям, в Эфиопии, по другим – в Иераполисе. Он мученически закончил свою жизнь около 60 года.

Особенности текста Евангелия от Матфея

Для апостола Матфея одной из основных тем Евангелия было превосходство благовествования Христова над учением фарисейским, имевшим характер внешней праведности, самомнения и презрения к согрешившим (в частности, именно поэтому апостол так подробно приводит обличительную речь Спасителя против фарисеев и книжников).

Вероятно, понимание того, как глубоко в сердца иудеев проникли губительные фарисейские взгляды, способствовало тому, что апостол Матфей особенно сильно переживал о спасении своего родного народа. Именно поэтому Евангелие от Матфея было написано в первую очередь для иудеев. Вероятно, первоначально апостол даже писал его на еврейском языке и только потом сделал перевод на греческий.

В связи с тем, что адресатом Евангелия были преимущественно иудеи, Апостол поставил свой основной целью показать, что Иисус Христос и есть Мессия, о Котором писали пророки. Именно поэтому он начинает Евангелие с родословия Спасителя, указывая на Его происхождение от Давида и Авраама, ведь именно Аврааму и впоследствии Давиду было обещано, что из их потомков произойдет Мессия.

Кроме того, когда Евангелист Матфей описывает родословие Спасителя (в хронологическом порядке он охватывает около 2000 лет), он показывает неразрывную связь Ветхого и Нового Завета — один из лейтмотивов этого Евангелия.

В целом апостол Матфей очень часто ссылается на Ветхий Завет – он делает около 66 ссылок, причём в большинстве случаев цитата буквальная. Упоминая о иудейских обычаях, Апостол не объясняет их, потому что евреям они и так были понятны. Еще один пример — апостол называет Иерусалим святым городом, не поясняя, какой город имеется в виду, потому что читателям-иудеям и так было ясно, что подразумевается в тексте.

Таким образом, Евангелист Матфей обращает особое внимание на мессианский характер служения Спасителя, служения, ставшего исполнением обетований Божиих, данных еще Адаму и Еве после грехопадения.